Чрезвычайная ситуация уже в 3.00 была очевидной. Ладно, город спал – горожане в трудах праведных устали – они налоги платят, чтоб не спали другие, которым бдить положено. Чтоб повылезали из-под одеял чиновники, контролёры, подрядчики, генподрядчики.
Вот для чего мы платим налоги и спим по ночам, чтоб, работая, налоги эти заплатить. Мы имеем право спать, а проснувшись - удивиться тому, как всё чисто и красиво. Поблагодарить слуг народа за проходимость.
Прокуроры городов и прокурор области в эту ночь тоже спокойно спали – но не для для сладкого сна их содержит народ.
Налогоплательщики в эту буйную ночь вправе были ожидать от прокурорской братии не храпа на подушке, а знаменитых прокурорских представлений, предостережений. Чтоб не потом жуть на клерков наводить проверками, а реагировать до того, как потребуется «секир башка».
Все спали. А снег накрывал и накрывал север области: города, сёла и дороги становились на глазах непроходимой снежной целиной. Потуг властей что-то предпринять не было видно.
По городу шлялись журналисты «Эха СЕВЕРА», надеясь хоть какой-то труд по борьбе со стихией запротоколировать…
Честно, откровенно, с фактами в руках редакция уполномочена заявить, что ночь прошла впустую – не о чем писать, снимков нет. Забили власти на города севера области – в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Онеге никто палец о палец не ударил для своевременной ликвидации последствий стихии.
Власти плюнули на наш комфорт. Спорим, что власти ответного плевка не дождутся – могуч, потому что терпелив русский народ. Захребетники во все времена этим пользовались – воспользовались и в эту ночь.
Обстановка в Архангельске, от моста до моста, с 2.30 до 4.30 ночи журналистами редакции запротоколирована – соврать никому не удастся.
Факт: на всё пространство от моста до моста, от ж/д до МРВ, замечен ВСЕГО ОДИН несчастный экскаватор (без опознавательных символов подрядчика), который безуспешно боролся с безнадёжным гигантским снежным торосом…
Где бы Вы думали?
У здания областного суда. Не у нового, где нынче присутственное место – у старого. Там покопал чего-то, кучи разворотил, у ВОХРы покопался. Покопался и застыл – последний раз ровно в 3.30 копнув гору, экскаватор замер с высоко поднятым ковшом, полным снежной каши. Полчаса стоял. Точно полчаса. Дальше журналисты, занесённые снегом, смотреть на идиотизм не стали. Устали.
Примечательно, что только фотограф «ЭХА СЕВЕРА» влез в сугроб, чтоб запечатлеть ночного труженика-одиночку в профиль, мимо него лихо промчались два стремительных КАМАЗа из технологической пары с экскаватором (он грузит, те увозят). Стремительных КАМАЗ-ов удалось снять только задницы. Кузова самосвалов были пусты – то есть, они уже опорожнились и вернулись, чтоб экскаватор их вновь загрузил. Пусть не самое людное место, но хоть как-то было бы облагоображено.
Но нет…
КАМАЗы промчались мимо. Было 4.00. Самосвалы свернули на улицу Карла Маркса и далее - влево. КАМАЗ не заяц – КАМАЗ не заметить невозможно, решили журналисты, всё это наблюдавшие. И ринулись, заметаемые снегом, по Троицкому проспекту.
Первое предположение оказалось на сто процентов верным – так и было: КАМАЗы приехали на место только разворачивающейся драмы по борьбе с выпавшим снегом. И драма эта начиналась…
Драма по борьбе со стихией разворачивалась…
Солидно разворачивалась эта драма у северного угла комплекса правительственных зданий на Троицком-47. Аккурат от окон губернатора и начали наводить порядок.
Почему не с любого из домов Маймаксы, или не от нулевой версты?
Потому что там барин живёт – у него под окнами чисто, значит, и во всём городе чисто. Наверное, так и думает барин. Видимо, у клерков, чинуш и подрядчиков мышление такое же.
Народ по боку – барин лишь бы был доволен.
В 5.00 уборочный экскорт справился с Обелиском. В 6.00 стёжки, дорожки, тропинки и вся территория вокруг Орловской резиденции имела божеский вид. В 6.30 начали облагораживать подступы к дому правительства у Детского мира. К 7.00 уборочный экскорт достиг Главпочтамта, где автобусная остановка. Аккурат в это же время активизировались автобусы, и на остановке, посреди снежного месива, появились первые пассажиры. Разумно–не разумно – не важно. Орлов доволен.
И слава яйцам…
В это время по проспекту Ломоносова брела по сугробам вместе с ранними пешеходами, по колено в снегу, творческая группа «Эхо СЕВЕРА».
Не родись красивым – родись хитрожопым…
Ну, или на худой конец, губернатором…
И будет по жизни комфорт, даже в условиях западных санкций и коварного Гольфстрима.
***
Предтечей снегопада был штормовой и влажный западный ветер, очень тёплый, но настолько сильный, что в районе Набережной Северной Двины около 21.00, чтоб совершить переход против ветра, приходилось прилагать усилия, и даже нахлобученные, как горшок, зимние шапки улетали, словно бумажные журавлики. Когда время шло к полуночи, ветер стих, в природе воцарились умиротворение и покой. И тут накрыло – снегопад повалил огромными влажными белыми хлопьями. Он настолько плотно и вместе с тем настолько нежно накрывал деревни, сёла, тайгу, дорожные трассы, провода ЛЭП, дворы городов, авеню и проспекты, крыши и редких прохожих...
***
...природные стихии - они как понос: не предугадаешь, когда прихватит…
Вот и в этот раз ожидалась тишь да гладь – к примеру, ведомство, которое и спасет, и обогреет, и оперативный штаб по поводу и без повода тут же создаст, отчётом о проявленном героизме «изнасилует мозг» - наше великое и вездесущее ГУ МЧС по Архангельской области, убаюкало прогнозом ЧС.
Не сами – тут же у них, как всегда, оговорочка форс-мажорная готова – ссылочка, что они, дескать, только оповещают, а данные даёт СевгидромЁт. То есть, МЧС с кучей полковников, в штабах сидящих – они всего лишь мистеры «переда….» ДА!
Прогноз на 10 февраля: зацените, что когда наяву сначала шторм был, потом снегопад десятилетия накрыл, МЧС информировало - цитата:
Пасмурная погода, небольшой снег. Ветер юго-западный, западный 5-10 м/c. Температура: ночью -17…-9 °С, днем -8…-1 °С.
<…>
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Конец цитаты.
Может, на сутки ошиблись. Фиг вам. Когда уже города севера Архангельской области были завалены по самое некуда, на сайте МЧС висел поистине космического соответствия прогноз – цитата:
11 февраля. Облачная с прояснениями погода. В большинстве районов небольшие и умеренные осадки в виде снега. Местами гололед, налипание мокрого снега. Ветер западный и северо-западный 9-14 м/с, местами порывы 16-21 м/с. Температура воздуха -3,+2°, ночью при прояснениях до -8°.
<…>
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются. Неблагоприятные метеорологические явления: ночью и днем 11 февраля по всем группам районов ожидается усиление западного и северо-западного ветра порывами 16-21 м/с, местами гололед, налипание мокрого снега на провода.
Конец цитаты.
Про прояснения с налипанием снега круто – сделайте чай погорячее и льда туда добавьте, или мне бы поспать и бабу поиметь одновременно. Жаль, что прояснения в природе, а не в мозгах.
Впрочем, все мы знаем, что даже виновных в неоповещении и в липовом прогнозе, на основе которого все хозяйственные службы севера области, бесчисленная рать чиновников и подрядчиков мирно дрыхли в то время, когда город становился непролазным, на провода и повсеместно плотным ковром ложился тяжёлый липкий снег.
Уборку ни в полночь, ни в 2 ночи, ни в 3 ночи, ни утром никто не начинал. Ликвидировать последствия стихийного бедствия, пока оно ещё не стало бедой, никто и не думал. И команды никто не дал, а если б и дал кто команду, она бы утонула в снежных хлопьях – все спали. Журналисты «Эха СЕВЕРА» не утомились – прошли мимо штаба регионального МЧС – тряпочки флагов «на полшестого», припорошенные, болтались, на крыльце по колено снега, избушка на клюшке, ни одного светящегося окошка – в темноте сидели, наверное: в темноте оно экономней, можно штаны снять, нечего зря протирать.
Темно-с всё равно-с не видно-с. А бдить МЧС-овский оперофицер может и света, и без штанов. Он может молчать, он может закрыть глаза, беруши в уши засунуть – главное, что он в штабе. В штабе – значит, на дежурстве. На дежурстве - значит, бдит. Главное, доклад – ситуацию мониторим, меры принимаем.
А у чиновников к утру уже готово оправдание, состоящее из двух пунктов:
1. Беда неожиданна, прогнозы были благоприятные, мы не расслабились – мы просто ориентировались на прогноз МЧС – констатацию технических моментов можно упустить, поскольку в итоге размышлений чиновников тезис о чрезвычайности ситуации, то есть ЧС. Если ЧС, то совместно с МЧС. Идёт борьба с последствиями – никто не виноват, снег растает, за весной придёт лето.
2. Убирать снег, говорят традиционно чиновники, согласно ГОСТам, во время снегопада нельзя – после, да то только по прошествии нескольких часов (иногда в количестве часов показания путаются).
Как это комментировать?
Можно исторической аналогией – при СССР убирали во время снегопадов. Помню, нас даже с уроков снимали, и мы под снегом лопатами махали.
Можно народной мудростью ответить: если дурака попросить с крыши высотного дома спрыгнуть – он, естественно, спрыгнет. Да и на дверях сараев часто пишут «БУЙ», но за «БУЯМИ» в сарай только дурак пойдёт – туда за дровами ходят. Или тёлку мять на поленнице, масажируя попу занозами…
Какая чушь этот ГОСТ. ГОСТ для ВСЕЙ России, для 1/6 части суши, для всей страны, в которой на севере стихия за стихией, а в Краснодаре не то что ландыши – маки уже распускаются, госкомдурь операцию «Мак» начинает досрочно, бабушки уже в туалет боятся ходить…
Чтоб бороться с такой чушью, как ГОСТ, если этот ГОСТ жить мешает, должны 62 депутата Архангельского областного Собрания депутатов – 62 верзилы, 62 холёных, сытых и дорого нам обходящихся региональных депутата. Наше областное Собрание, как законодательный государственный орган субъекта Федерации, наделён правом законодательной инициативы в Государственной Думе. Всё что требуется – это поднять мягкие, как подушки, задницы, собраться, проголосовать, обратиться ещё к двадцати субъектам Федерации (1/3 требуется), чтоб те так же сделали. И всё – Государственная Дума рассмотрит. И непременно поддержит – зачем Думе идти против мнения одной трети регионов.
Элементарно простая процедура, хотя и хлопотная. Так на то и содержим мы депутатов областного Собрания с их представительскими расходами по 60 тысяч на рот, миллионными евроремонтами и гигантскими зарплатами боссов.
Но депутаты областного Собрания предпочитают языками, как мётлами, чесать, осуждая нерадивых коммунальщиков…
Ещё очень тошнит от безликих, с бегающими глазками, подрядчиков, коих немеряно. И денег коим отстёгнуто также немеряно, как немеряно всяческой управляющей твари.
Всё у нас, как у народов Северной Африки: на одного работающего десять с ложкой, двадцать с советом, пятьдесят с контролем и приказами. Это к тому, что под утро – конкретно в 5.00 - на снежной целине дворов центра Архангельска журналистами и добровольными помощниками «Эха СЕВЕРА» были обнаружены семь дворников.
Не радуйтесь, мэры Северодвинска и Новодвинска – в городе корабелов примерно та же картина. В городе бумажников движухи по уборке в 5.00 вообще не наблюдалось. За Онегу говорить бессмысленно – только настроение онежанам портить. Они ведь не виноваты, что за такую власть убогую проголосовали. Это Обама приехал и в урну бюллетеней накидал за нынешних управленцев. Выбрал никчёмных и смотался дальше гадить. Запад виновен – онежане чисты.
Они страдают-с…