Евгений Бастрыкин:
- У нас же была с ними (разоблачители Бастрыкина – члены архангельского филиала Союза Архитекторов России - прим. ред.) встреча 3 октября. С одной повесткой - о проблемах застройки города Архангельска. Я пришёл, а мне, объявили, что повестка поменялась, она звучит уже «о не удовлетворительном». Да и то, что я там коллегам хотел доложить о проделанной работе, чем занимается мэрия – не был даже заслушан.
Были, сидели товарищи, те же самые практически (Никитин, Яскорский, Ляшенко – три «типа архитектора» - прим.ред.), которые сыпали как из рога изобилия обвинения. Ребята, если вы хотите объективно, то тогда посмотрите на все эти предыстории ваших «свершений», тогда всё будет немножко по-другому рассматриваться вся эта ситуация.
Заявления, допустим, что там вот на этом месте (Набережная Северной Двины – улица Володарского) был запроектирован замечательный речной вокзал Садовского… Действительно замечательный вокзал и благоустройство территории он там сделал, хорошо сделал. Спрашиваю – чего ж не строили-то? Ну, так получилось. Это было, я говорю, по постановлению партии и правительства, чего не построили? И вопросов бы не было.
А сегодня финансирования у нас в городе нет, никто не будет давать деньги, сегодня у нас, слава Богу, начинает формироваться частный бизнес, который ответственно подходит к архитектуре. А ведь этого совсем недавно не было. Раньше уговорить кого-то на хорошую архитектуру это было что-то такое… с большим скандалом, с большой нервотрёпкой. И это, в принципе, отражалось на семье, потому что когда начинаешь трясти всех, начинаешь настаивать, а меня начинают обвинять, что я ссорюсь с бизнесом.
Вся прелесть в том, что у меня нет своей подпольной проектной фирмы, у меня выслуга в немножко другой сфере – когда в 90-е годы все в бизнес пошли, я занимался экологией, сохранением культурного наследия и прочими полезными делами <…>
Но за десять лет люди все изменились, и вдруг меня начинают… в колокола бить, вызывать куда-то, говорить «что ты уважаемых людей обижаешь», я откуда знаю уважаемый – не уважаемый. Он должен сделать вот это, вот это, вот это <…>
Корреспондент «ЭС»:
- В городе давно не секрет, что Яскорский – чиновник – главный архитектор Архангельской области участвовал в проектировании многих сооружений города Архангельска. И многие здания, которые далеко не украшение – его рук дело.
Евгений Бастрыкин:
- Вот допустим было, можно посмотреть, у нас шла вот такая застройка (перекрёсток улицы Воскресенской и проспекта Новгородский – прим. ред.), взяли и протащили вот эту «Корону» (жилой комплекс – прим. ред.). При этом, значит, это было через ГрадСовет, тогда ещё главный архитектор принял, подпишите – ребята разработайте решение, общее решение. Не разработали и отстроились, закрыли вот перспективу. Это не сращивание с бизнесом? <…>
Дальше, работа Дмитрия Станиславовича (Яскорского – прим. ред.) это то место где Омега, территория занимается, значит, какими-то конторами. Причём, захватом территории. Это вот ещё был по проекту собор, мы думали, старое место, и вот, значит, его шедевр.
Корреспондент «ЭС»:
– Квартал 140 это что?
Евгений Бастрыкин:
- Это Чумбаровка, сюда идёт Ломоносова…
Корреспондент «ЭС»:
– Это «Архангельская Барвиха» пресловутая. Это он – Яскорский согласовал?
Евгений Бастрыкин:
- Ну, он сам рисует. То есть, есть проект планировки, делай, пожалуйста. Допустим, простая вещь – вот здесь ЦНИИМОД находится, вот здесь была будка. Была будка продана, вот он что-то тут согласовал, всё прочее, вот эта история тянется уже наверное десяток лет – внутри застройки, во дворе чужом. Сколько я уже на это отвечал, там уже воткнуто было, это как бы наследие идёт, то есть я не могу, у людей собственность уже, я не могу отказывать людям в этой ситуации.
Вот эти идут ГСК (гаражные кооперативы – прим. ред.), здесь (показывает список) порядка 138, которые заняли вот эту территорию. Сейчас я это покажу…
Корреспондент «ЭС»:
– Так скажите…
Евгений Бастрыкин:
- Для примера, я привожу пример: музыкальное училище – Дом офицеров – заставлено, занято в центре города боксами, гаражами. И таких кварталов много. Вот эти все они туда пошли, свободные территории были заняты в 90-е годы. Потом волна пошла…
Корреспондент «ЭС»:
– И автор этого…
Евгений Бастрыкин:
- Он автор двух, он один из авторов этих отводов. Меня просто, когда мы делали проект центра, поднимали вот этот…когда я пришёл у меня ни одного бокса, это не гаражи, а кооперативы.
Корреспондент «ЭС»:
– Дом на Поморской – Ломоносова, за домом купца Калинина, Яскорский тоже?
Евгений Бастрыкин:
– Ну да. Да, в проекте детальной планировки, которую мы обсуждали, то вот у нас идёт… мы его сдвигали вот на это место…то есть как вот… сдвигали сюда, то есть что мы сейчас имеем - имеем на переднем плане разваливающийся памятник и ещё напротив здесь поставлена за красными линиями торговая точка – это он. И у нас сегодня манёвра для того чтобы, сколько идёт застройщиков по программе застроенных территорий, у них манёвра нет, потому что всё как можно ими (гаражами – прим. ред.) засажено.
***
Корреспондент «ЭС:
- Вам нравится здание новой библиотеки САФУ?
Евгений Бастрыкин:
- Это здание планировалось как шумозащитное, поскольку рядом проходит железная дорога и близко расположен съезд с моста. Но туда, кроме библиотеки, еще "засунули" учебный корпус.
Корреспондент «ЭС»:
- Я немного о другом. Въезжаешь в Архангельск, а здание к тебе расположено задом. Я не знаю другого города, где есть подобные строения.
Евгений Бастрыкин:
- Да, здание производит неприятное впечатление.
Корреспондент «ЭС»:
- А кто его разрешил строить.
Евгений Бастрыкин:
- Не знаю, кто его разрешил строить. Но я своего согласования не давал и размещение у нас не было предусмотрено.
Корреспондент «ЭС»:
- Там был пруд. Студенты естественно-географического факультета там даже практику проходили. Теперь вместо пруда это здание.
Евгений Бастрыкин:
- Это второй пруд. Один еще остался, а второго, увы, нет.
Корреспондент «ЭС»:
- Здание находится в низине, поскольку со всех сторон возвышенности. Правда, что воды заливают подвал библиотеки?
Евгений Бастрыкин:
- Не знаю, инспекция Архстройнадзора нас туда не пускает.
Корреспондент «ЭС»:
- Скажите, это нормально, что на территории Архангельска главного архитектора города не приглашают на согласование одного из основных зданий, которое фактически является "воротами в город"?
Евгений Бастрыкин:
- Изначально хотя бы прислушались к мнению, что не надо в этом месте строить, потому что рядом находится здание духовной семинарии - памятник архитектуры. Но, чтобы совсем не перекрыть его, получилась такая форма в итоге.
Если посмотреть эскизы, которые там были, то можно увидеть, что предлагались варианты в форме книги, стеклянного купола и другие. Но в итоге, когда привезли проект, выяснилось, что кроме библиотеки, там еще семь аудиторий. В результате, на этом вранье получился такой результат.
Я им предложил место под библиотеку, которое находится между улицей Розы Шаниной и бассейном. К тому же, библиотека - глухое фондохранилище - закрывало бы от шума колледж. Но мне ответили, что нам этого места мало.
И, когда спустя два года выяснилось, что они планировали там сделать еще учебный зал, получилось, что библиотека по размерам тянет на здание "Добролюбовки". Вот и получается, что вранье привело к такой ситуации.
Корреспондент «ЭС»:
- Мне все-таки непонятно, о какой защите шума идет речь, если два поезда проходит утром и вечером?
Евгений Бастрыкин:
- Там еще другой шум - магистраль ведь расширяется. Я не знаю, будет или не будет здесь МКАД, но, когда еще один мост достроят, будет дополнительный шум.
Корреспондент «ЭС»:
- Но в итоге некрасивым "задом" закрыли духовную семинарию.
Евгений Бастрыкин:
- Но ось осталась.
Корреспондент «ЭС»:
- Что такое ось?
Евгений Бастрыкин:
- Здание духовной семинарии композиционно расположено так, что образует ось. И в старых материалах говорилось, что она имеет определенную цель. И мы эту ось старались не закрывать, потому что она планировочно была завязана с парком духовного училища.