Общественность насторожилась: зачем государственная газета рекламирует столь сомнительную сферу услуг?
После слов «на правах рекламы» автоматически исчезает доверие к этому материалу. Реклама напрягает. Возникает ощущение втюхивания. Много лет рекламщики нам пытаются втюхивать все подряд – зубные пасты, стиральные порошки, жвачку… Теперь рекламируют крематорий. Повеяло кощунством.
Но разберем сказанное. С первого предложения попахивает дезинформацией:
«Центр кремации, строительство которого начинается в районе деревни Рикасиха Приморкого района…»
Конец цитаты.
Однако ранее «ЭС» писала, что прокуратурой Архангельской области выявлен факт незаконного перевода министерством имущественных отношений области земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства крематория.
В сообщении пресс-службы прокуратуры отмечалось, между тем, что организация ритуальных услуг и строительство социально значимых объектов местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления и их делегирование сторонним организациям в целях извлечения прибыли законом не предусмотрено.
Еще одна цитата из рекламы крематория:
«Кремационные установки представляют собой сложные инженерные сооружения, предназначенные для гарантированного сжигания умерших вместе с гробом в условиях высокой температуры до образования пепла».
Конец цитаты.
Вспоминается фрагмент из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, написанного в 1931 году:
«В Черноморске собирались строить крематорий с соответствующим помещением для гробовых урн, то есть колумбарием, и это новшество со стороны кладбищенского подотдела почему-то очень веселило граждан. Может быть, смешили их новые слова – крематорий и колумбарий, а может быть, особенно забавляла их самая мысль о том, что человека можно сжечь, как полено,– но только они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: «Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?» Или: «Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора».
И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение. И вообще разговоры о смерти, считавшиеся до сих пор неудобными и невежливыми, стали котироваться в Черноморске наравне с анекдотами из еврейской и кавказской жизни и вызывали всеобщий интерес».
Конец цитаты.
Заметим, что разговоры о смерти давно не считаются неудобными или невежливыми. В Архангельской области теперь газета, учредителями которой являются государственные учреждения, публикует рекламу крематория. Такие времена, такие нравы.
Еще одна цитата из творения АгитПропОбоза:«Вопреки распространению слухов, недостоверной информации и разного рода спекуляций, появившихся последнее время в прессе и сети Интернет Архангельска, строительство центра кремации с не муниципальной собственностью законно. Некомпетентность авторов целого ряда статей говорит об их заказном характере».
Конец цитаты.
«...в сети Интернет Архангельска» – очень интересная формулировка. Хотелось бы посмотреть как это выглядит. Еще интересно взглянуть на сеть Интернет Северодвинска, Новодвинска и особенно на сеть Интернет Рикасихи, «на голову» которой свалилась тема крематория.
Заметим, что о заказном характере ряда статей пишет газета «Архангельск» в материале «на правах рекламы». То есть издание, получив деньги за публикацию – а иначе реклама невозможна, – начинает рассуждать о «заказухе». Получается, как в той присказке, когда «держи вора» громче всех кричит сам вор.
***
Эксперты также считают сомнительными ссылки на экономию бюджета при строительстве частного крематория в Архангельской области. По мнению специалистов, статья «Новая культура погребения» в газете «Архангельск» содержит целый ряд сомнительных сведений и утверждений относительно строительства «Центра кремации». О строительстве такого центра заявлено частной организацией (ЗАО «Память») с уставным капиталом 10000,00 рублей. В статье говорится об инвестициях около 100 миллионов рублей.
Согласно Федеральному закону № 39 ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестор – это лицо, осуществляющее капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта, – это заказчик.
Маловероятно, что ЗАО «Память» использует собственные денежные средства, поскольку размер уставного капитала данного общества не позволяет сделать вывод о наличии у него необходимого капитала.
Еще один существенный момент: с 1 января 2013 года сведения о стоимости чистых активов акционерных обществ должны публиковаться в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «к» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Мы такой публикации в отношении ЗАО «Память» не нашли. Означает ли это, что у предприятия нет чистых активов и единственный его финансовый актив – это уставный капитал размером 10 тысяч рублей?
Таким образом, ЗАО «Память» фактически является заказчиком инвестиционного проекта по строительству крематория, то есть исполнителем чужой воли. Кто является непосредственным инвестором – неизвестно, в чьих интересах действует ЗАО «Память» – непонятно.
При этом данному проекту придается статус «областной». В понятии многих наших граждан областной – означает государственный. Однако это не соответствует действительности, поскольку в данном случае областной – это частный и единственный в области. При этом, ЗАО «Память» не поддерживает строительство муниципального (то есть действительно государственного) крематория. Так, ЗАО «Память» заключает договоры, в которые по их инициативе вносятся условия о незаключении аналогичных договоров со стороны поставщиков с иными заказчиками Архангельской области. Нам видится в этом прямое противоречие законодательству о защите конкуренции.
В статье говорится о том, что в иных публикациях говорится якобы о невозможности заниматься кремацией с последующим погребением частным лицам. Это очевидная ложь и провокация. Оказание ритуальных услуг, к которым относится кремация и погребение, может заниматься любое юридическое лицо или предприниматель, избравший соответствующий вид деятельности как источник получения прибыли. Но непосредственное строительство крематория не может осуществляться частной организацией на свой страх и риск.
Строительство крематория – это одна из составляющих такого вида деятельности, как организация мест захоронения. А организация мест захоронения – это уже вопрос местного значения, который должен разрешаться муниципальным образованием. Организация мест захоронения не является не только рыночной, но вообще товаром или услугой. Это функция органа местного самоуправления.
Чем же «грозит» строительство единственного частного крематория на территории Архангельской области?
Во первых, отсутствием государственного регулирования стоимости услуг крематория.
Во вторых, невозможностью контроля со стороны муниципалитета за строительством промышленного объекта повышенной опасности в непосредственной близости от сельских поселений на землях сельскохозяйственного назначения (напомним, что земля под строительство, которая так великодушно была выделена администрацией Приморского района, имеет свое первоначальное назначение – сельскохозяйственное, то есть картофельное поле).
В третьих, муниципалитет не привлекается для строительства объекта повышенной опасности, эксплуатация которого, как заявляется в статье, будет осуществляться в интересах трех крупнейших городов области. Напомним, что ни в одну из мэрий этих городов ЗАО «Память» не обращалось.
При таких условиях ссылки на якобы экономию бюджета сомнительны. Бюджет будет нести расходы на содержание мест захоронения, то есть на исполнение своих обязанностей. Но уже не регулируемые расходы, а фактические, предъявленные частным лицом. Каких-либо хотя бы приблизительных расчетов, что такая эксплуатация не встанет бюджету в копеечку, ЗАО «Память» не приводит.
Особо следует обратить внимание, что ЗАО «Память» говорит об одном – инвестиции в размере около 100 миллионов рублей с окупаемостью в 7–10 лет. То есть ежегодно эта организация планирует получать прибыль в 10 миллионов рублей. Даже примерный расчет говорит о том, что для достижения такой прибыли стоимость услуг по кремации должна быть завышена на 4–5 тысяч рублей за одну кремацию (то есть фактически в два-три раза выше себестоимости), и то при условии, что половина умерших на территории города Архангельска будет избирать кремацию в качестве способа захоронения.
Автор статьи ссылается на изменение Закона о похоронном деле, которые предположительно вступят в силу с 1 января. Указание таких сроков в статье говорит о том, что автор вообще не знаком ни со специализированным похоронным законодательством, ни с законодательством в целом. Данный закон не внесен в Государственную Думу РФ, что исключает возможность его принятия в текущем году. По нашим данным, этот закон отправлен на доработку в течение первого квартала 2014 года. Фактически этот закон направлен на создание негосударственных мест погребения, о чем говорится еще с 1993 года.
Если же принять во внимание нововведения, которые этим законопроектом предусмотрены, то помимо «демонополизации отрасли» (как это называет автор статьи), в этом законопроекте отражен ряд существенных условий для коммерческих структур. Согласно предлагаемым условиям, вряд ли ЗАО «Память» будет вправе заниматься ритуальными услугами.
Если предприятие содержит места погребения (а крематорий является составной частью мест погребения), то оказывать ритуальные услуги это предприятие не вправе. Для приобретения права заниматься ритуальными услугами предприятию будет необходимо иметь определенный штат обученных специалистов, здания (помещения) различного назначения, катафальный транспорт и т.д.
Не с этим ли связаны та скорость и тот напор, который проявляет ЗАО «Память» для строительства своего собственного крематория?
***
Игорь Максимов, представитель Архангельского областного крематория (так он представлен в телесюжете. – Прим. ред.) в интервью АГТРК «Поморье»:
"Суд, 22 числа определение будет получено, будет понятно, за что зацепились. А так никто не понимает, что за идиотизм какой-то. У меня разрешение на строительство получается на следующей неделе. И я начинаю строить, независимо, что там прокуратура, то есть решение Верховного суда может два-три года выходить, так мне что, ждать? Не строить без разрешений?"
Конец цитаты.
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано от 11.12.2013
На фото: Крематорий в Индии. Где Индия и где Рикасиха - вопрос риторический