Главной темой выпуска этой чёрно-белой многотиражки было избрание нового архангельского казачьего атамана — Александра Тутова, писателя-фантаста и мануального терапевта. Не имеем ничего против коллеги Александра, но вопрос, естественно, весомо, будто «топором», завис в воздухе: а что с прежним атаманом и почему другой атаман — Букин, заместитель областного атамана про смену власти ни сном ни духом?.. Почему ему, а не Тутову казаки кричат «ЛЮБО»? С точкой зрения Тутова архангелогородцы ознакомились из бесплатной многотиражки, сурово распиханной по почтовым ящикам.
А точку зрения атамана Букина вы узнаете из нижеследующего интервью. В дополнение скажем, что инициатива интервью исходила от редакции, вопросы с атаманом предварительно не обсуждались, атаман отвечал «с ходу», материал атаманом вычитан без права внесения корректив в содержание.
Есть повод произнести «любо», ибо атаман Архангельского городского казачьего общества Владимир Букин согласился на демократичную форму общения, результатом которой стало нижеследующее интервью.
«Эхо СЕВЕРА»: Владимир Павлович, в связи с тем, что в последнее время появляются новые казаки-общественники, возникает большая путаница. Кто казак, а кто казак-общественник. Кто казак-воин, а кто артист. И какой атаман легитимен, и в чём эта легитимность?
Атаман Букин: В настоящее время в России существует два направления возрождения российского казачества. Первое — это реестровое казачество, которое действует на основании 154 федерального закона, принятого в 2005 году. И общественные организации казаков, которые действуют на основании федерального закона об общественных объединениях.
«Эхо СЕВЕРА»: В чем разница между казаками реестра и казаками-общественниками, то есть входящими в общественные организации?
Атаман Букин: Мы себя относим к реестровым казакам и, как я уже сказал, действуем на основании федерального закона «О государственной службе российского казачества». Этот закон определяет виды службы, которые могут нести казачьи общества. Также определена чёткая структура построения и фиксированная численность казачьих обществ.
Хуторское казачье общество должно иметь численность 50 человек. Далее идёт станичное и городское казачье общество, которое должно состоять не менее чем из 200 человек. Следующее районное — не менее 1 000 человек, окружное (отдельское) — 2 000 человек и войсковое казачье общество — 10 тысяч человек. Если численность меньше, то Минюст просто не регистрирует то или иное казачье общество.
«Эхо СЕВЕРА»: Если я правильно понял, общественным организациям казаков не требуется соблюдать все эти процедуры?
Атаман Букин: Да, в этом и заключается наше основное отличие от общественных организаций. Для создания общественного объединения требуется всего три человека, после чего они начинают называть себя организацией, представляющей интересы целого казачьего сообщества.
Следующее отличие — это форма одежды, чины и знаки отличия. В 2010 году вышел Указ Президента РФ, который и определил эти параметры. Общественные организации не имеют права носить форму или ее аналоги, поскольку указом Президента она определена строго для реестровых казаков.
«Эхо СЕВЕРА»: С казачьими объединениями более-менее понятно. Давайте разберёмся с атаманами. Как присваивается этот чин, и кто может называться настоящим атаманом?
Атаман Букин: Все атаманы избираются на казачьих кругах, а войсковые атаманы утверждаются Приказом Президента РФ.
«Эхо СЕВЕРА»: Какие реестровые казачьи общества еще зарегистрированы в Архангельской области?
Атаман Букин: В Котласе зарегистрировано отдельское казачье общество, которое насчитывает две тысячи человек. Еще есть северодвинское и новодвинское казачье общество, в которых, соответственно, состоит по 200 человек.
«Эхо СЕВЕРА»: А у нас есть областной атаман, возглавляющий казачество на уровне области?
Атаман Букин: Да, в 2008 году по благословению Архангельской и Холмогорской епархии на казачьем круге был выбран областной атаман Евгений Ухин.
«Эхо СЕВЕРА»: Как Вы определяете, кто казак/кто не казак? По национальному признаку или другие критерии?
Атаман Букин: Национальный признак не играет никакой роли. Обязательное условие лишь в том, что казак должен быть православным. А так согласно закону казаком может стать любой гражданин Российской Федерации, который признает Устав, прошел кандидатский стаж и принял присягу.
«Эхо СЕВЕРА»: Выходит, что руководители общественных организаций казаков являются не более чем лидерами определённой группы людей, и к казачьей теме это отношения не имеет?
Атаман Букин: Я бы назвал их ряжеными. А как иначе, когда атаман — полковник, заместители его — войсковые старшины, которые не имеют в подчинении ни одного человека, но почему-то носят чины. Естественно, вся эта их организация идёт вразрез с законом.
«Эхо СЕВЕРА»: Как часто у нас появляются так называемые (в народе) ряженые общественники?
Атаман Букин: Самое известное объединение — это северодвинская общественная организация «Союз казаков России». Первоначально в ней был атаманом Григорьев, затем избрали Качаева, он артист Северного русского народного хора. Но в последнее время в печати почему-то проходит фамилия Тутова. Я, честно говоря, не знаю, когда его избирали и избирали ли вообще. Я знаю лишь, что официально был избран атаман Качаев. Что у них произошло, я не могу сказать, поскольку на свои собрания они нас не приглашают.
«Эхо СЕВЕРА»: В последней четырехстраничной газете о казаках, которую увидел Архангельск, половина материалов посвящена писателю Тутову, треть — борьбе с гомосексуализмом, треть... Чему посвящена треть, мне без рюмки не понять. Поэтому у многих людей, не разбирающихся в «казачьей кухне», сложилось ощущение, что главная миссия казаков — это борьба с одним из способов полового акта, законом не запрещённым, но консерваторами воспринимаемым неоднозначно. Так ли это?
Атаман Букин: Вряд ли я до конца смогу прокомментировать этот вопрос... Наши задачи определены в законе, и я их уже называл. Главная задача — нести службу и защищать Отечество.
Ну а борьба с гомосексуализмом — это задача всех граждан, а не только казачьего общества. Я считаю, гомосексуализм — это болезнь, её надо пресекать, но для этого есть специальные компетентные органы, которые с этим борются. Есть медики, есть психологи, есть психиатры. А казаки не должны бросать все силы на борьбу с гомосексуализмом.