Напомним, в предыдущих выпусках «Правды Северо-Запада» мы опубликовали результаты общественного мониторинга реализациии майских Указов Президента России в сфере культуры и в части организации здравоохранения и состояния здоровья населения («Культурный вопрос» от 12 февраля 2014 года и «Здравообобщение» от 19 февраля 2014 года). Сегодня мы проанализируем на уровне региона ход исполнения майских Указов Президента России в сфере образования и науки.
***
Заметим, что ранее газета «Известия» сообщила, что губернаторов будут оценивать по количеству школ со вторыми и третьими сменами. Цитируем «Известия»:
«Эффективность органов исполнительной власти начнут оценивать не по тому, сколько школьников не сдали ЕГЭ, а по тому, сколько в регионе школ работает в две или три смены. Об этом «Известиям» сообщил председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, принимавший участие в разработке соответствующего проекта указа».
Конец цитаты.
В материале издания отмечается, что раньше на рейтинг эффективности органов исполнительной власти влияла доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, что приводило к региональной накрутке баллов.
На данный момент эксперты отмечают, что нововведения не сулят губернатору Архангельской области Игорю Орлову высоких позиций в рейтинге эффективности. В связи с этим журналисты «Правды Cеверо-Запада» решили в целом посмотреть на состояние системы образования в Архангельской области.
Сегодняшний материал, не изменяя традициям, построен по принципу «Так в Указе» и «Так на деле».
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Так в Указе: «доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе».
Так на деле. На сегодняшний день в Архангельской области ситуация такова, что даже официальные ресурсы противоречат друг другу в том, сколько же на самом деле составляет средняя зарплата педагогических работников.
Цитируем сообщение с официального сайта Архангельского областного Собрания депутатов от 31 января 2014 года:«В 2011 году средняя зарплата учителя в Архангельской области составляла 15 800 рублей, на конец декабря прошлого года по данным регионального министерства образования и науки – 31 123 рубля,– говорит Игорь Чесноков».
Конец цитаты.
И приведем цитату с официального сайта Правительства Архангельской области от 13 февраля 2014 года: «В декабре 2013 года средняя зарплата врачей в Поморье составляла 38 тысяч рублей, среднего медперсонала – 22 тысячи, учителей – 29,5 тысячи».
Конец цитаты.
Если мы правильно понимаем, то в обоих сообщениях говорится об одном и том же периоде – декабре 2013 года. Однако цифры разные – 31123 рубля и 29, 5 тысячи. Одно из двух: либо у чиновников министерства образования и науки Архангельской области большие проблемы с математикой, либо отчеты составлены таким образом, что имеют мало общего с реальностью.
Так в Указе: «увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей».
Так на деле. На прошлой неделе коллеги из информационно-аналитического агентства «Эхо Севера» опубликовали обращение жителей Вельска о закрытии в городе музыкальной школы. Цитата: «И в Вельске закрывают музыкальную школу с 53-летней историей… Нет денег на содержание учреждения, да и невыгодно…»
Конец цитаты.
Таким образом, вельские ребятишки рискуют просто остаться без музыкального образования.
Наблюдатели отмечают, что, если в Вельске закроют музыкальную школу, то о выявлении и поддержке юных талантов говорить уже не придется. Таким образом, мы в очередной раз наблюдаем, что в Архангельской области не исполняются майские Указы Президента России.
Заметим, что официальный сайт Правительства Архангельской области на данный момент ситуацию не комментирует.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Так в Указе: «внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Так на деле: Цитируем статью 8 п. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях».
Конец цитаты.
А теперь процитируем сообщение с официального сайта прокуратуры Архангельской области от 4 февраля 2014 года: «Прокуратурой Холмогорского района выявлены нарушения прав учащихся на получение горячего питания.
Вопреки требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ «Луковецкая средняя школа» дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах, в первом полугодии 2013–2014 учебного года бесплатным двухразовым горячим питанием во время учебного процесса обеспечены не были.
В этой связи прокурором района к дошкольному учреждению предъявлено исковое заявление с требованием организации питания школьников в соответствии с требованиями закона.
Полагая позицию истца правильной, ответчик исковые требования удовлетворил в добровольном порядке до вынесения решения суда».
Конец цитаты.
Сложно представить, что в сельской школе, где жизнь всей деревни проходит на глазах у людей, решили сэкономить на питании детей. Вполне вероятно, что причина в нехватке средств. А вот почему министерство образования и науки своевременно не проконтролировало и не помогло разрешить ситуацию – вопрос из вопросов о профессионализме отдельных чиновников Правительства Архангельской области.
Так в Указе: «обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
<…>
разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
<…>
разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена».
Так на деле. В июне 2012 года «Российская газета» сообщила информацию о результатах ЕГЭ по математике в Архангельской области: «Средние показатели баллов ЕГЭ по математике в области, наоборот, снизились. Кроме того, по результатам первой волны ни один человек не набрал 100 баллов на экзамене по этому предмету».
Конец цитаты.
А это уже цитата с официального сайта Правительства Архангельской области от 17 июля 2013 года: «По данным на 10 июля, самыми популярными предметами оказались русский язык и математика (их сдавали 302 и 207 человек соответственно)…
<…> Математику сдали около половины экзаменуемых. Самый высокий балл – 68».
Конец цитаты.
Полагаем, что в данном случае тенденция видна и без комментариев.
Мы попытались понять причины, которые привели к столь нерадужным показателям и задали в поисковике на официальном сайте Правительства Архангельской области фразу «Концепция развития математического образования».
Результат поиска – всего один пресс-релиз, опубликованный в июле 2012 года, о том, что «При САФУ планируют создать университетский лицей для одаренных детей».
Примечательно, что в пресс-релизе приводятся слова ректора САФУ Елены Кудряшовой, где фактически обрушилась с критикой на систему, в которой работает всю свою сознательную жизнь.
Цитата: «Нынешняя система образования не уделяет достаточного внимания талантливой молодежи. А необходимость принятия школьников на учебу по месту жительства усугубляет этот процесс,– отметила Елена Кудряшова».
Конец цитаты.
Не беремся судить, дословно ли приведена цитата ректора Кудряшовой или высказывание претерпело литературную обработку сотрудников агентства по печати и СМИ Архангельской области в силу их понимания ситуации, однако напрашивается вопрос: и что дальше?
У нас в Архангельской области чиновниками вообще много чего планируется: привлечение инвестиций, модернизация производства, создание рабочих мест, повышение качества коммунальных услуг, ввод в эксплуатацию новых жилых помещений… Только не всегда виден результат этого «планируется».
Так и в данном случае – информации о том, создан ли университетский лицей для одаренных детей и, если да, насколько успешно он работает, на официальном сайте Правительства Архангельской области обнаружить не удалось. Как собственно говоря, на официальном ресурсе областного правительства не удалось найти хоть какие-нибудь признаки о работе по созданию Концепции развития математического образования.
Так и живем. Продолжение следует…
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано 26.02.2014
Фото с сайта президент.рф