Между тем заключение контрольно-счетной палаты Архангельской области свидетельствует о неэффективном использовании средств для выполнения майских указов Президента России Владимира Путина.
Казалось бы, после разгромного заключения контрольно-счетной палаты по аналогичному отчету за первое полугодие 2013 года надо срочно делать выводы и с покаянной головой исправлять ситуацию («Бюджетная роспись» от 30.10.2013). Но прошло три месяца, а воз и ныне там.
Мы возьмем за основу заключение контрольно-счетной палаты Архангельской области по результатам исполнения областного бюджета за девять месяцев 2013 года. И сегодняшний материал построен по принципу «Так в Указе» и «Так в заключении».
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Так в Указе: «до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда»;
Так в заключении: «Бюджетные ассигнования министерства ТЭК и ЖКХ по состоянию на отчетную дату использованы на 52,3% по отношению к сводной бюджетной росписи. Отмечается низкий процент выполнения следующих мероприятий:
<…>
– обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Объем бюджетных ассигнований министерству утвержден в объеме 1 950,9 млн руб., кассовые выплаты на отчетную дату составили 600,6 млн руб., или 30,8% от утвержденных назначений».
Так в Указе: «обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов».
Так в заключении: «Наименьший уровень исполнения бюджета за 9 месяцев сложился по подразделу «Жилищное хозяйство»: 35,7% к уточненной бюджетной росписи. Подобный уровень исполнения сложился в основном по причине низкого использования средств Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»: расходы составили 672,9 млн руб. при годовом плане – 2024,0 млн руб.
Необходимо отметить, что по результатам исполнения областного бюджета за 1 полугодие 2013 года контрольно-счетная палата также отмечала крайне низкий уровень исполнения в части средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В III квартале средства Фонда использованы в объеме 626,2 млн руб».
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Так в Указе: «принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях».
Так в заключении: «Отмечается низкий уровень кассовых выплат у министерства промышленности и строительства Архангельской области, которым использовано 45,6% бюджетных ассигнований к уточненной бюджетной росписи и 76,2% к плану кассовых выплат на 9 месяцев.
Так, например, не обеспечены мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования в части софинансирования объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований) на сумму 377,8 млн руб. (объемы финансирования доведены в объеме 466,1 млн руб., кассовые выплаты составили 88,3 млн руб.).
Согласно пояснительной записке, низкий уровень исполнения обусловлен тем, что средства местным бюджетам перечисляются только после проведения конкурсных процедур и подписания контрактов о выполнении работ».
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Так в Указе: «Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности за отчетный год».
Так в заключении: «Согласно отчету о реализации региональных программ модернизации здравоохранения, представленным министерством здравоохранения Архангельской области по состоянию на 01.10.2013 по запросу контрольно-счетной палаты, финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации в 2011–2013 годах предусмотрено в общей сумме 7409,4 млн руб., из них за счет средств консолидированного бюджета Архангельской области – 618,7 млн руб.
Расходы государственных учреждений здравоохранения на модернизацию здравоохранения в отчетном периоде составили всего 7089,5 млн руб., из них за счет средств консолидированного бюджета Архангельской области – 547,7 млн руб. или 88,5% по отношению к утвержденным объемам финансового обеспечения.
Не смотря на достаточно высокий процент использования бюджетных средств в целом по Программе, по отдельным мероприятиям программы на 01.10.2013 года уровень расходов бюджета остается на невысоком уровне, либо данные расходы отсутствуют, в том числе:
– на 01.10.2013 по мероприятию «Завершение строительства ранее начатых объектов» Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Архангельской области «Плесецкая центральная районная больница» средства областного бюджета использованы в сумме 32,6 млн руб. Средства, предусмотренные Программой на 2013 год в размере 60,6 млн руб., не израсходованы, а именно – не завершено строительство поликлиники на 375 посещений в смену. При этом срок завершения строительства указанного объекта определен Программой в июне 2013 года.
Следует также отметить, что в Программе по данному объекту запланированы объемы финансирования в объеме 60,6 млн руб., а областной адресной инвестиционной программой бюджетные ассигнования по объекту утверждены в сумме 18,8 млн руб.
Таким образом, имеет место несоответствие между постановлениями Правительства Архангельской области от 28.03.2011 № 78 пп «Об утверждении программы модернизации здравоохранения на 2011–2013 годы» (в ред. от 16.04.2013) и от 05.02.2013 № 22 пп «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 17.09.2013) в указанной части;
– по состоянию на 01.10.2013 отсутствуют расходы ГБУЗ АО «Яренская центральная районная больница» на реализацию мероприятия Программы по строительству/приобретению фельдшерско-акушерских пунктов реализуется со сроком исполнения в июне 2013 года. Объем предусмотренных Программой объемов финансирования составляет 3,2 млн руб.
Указанные факты могут свидетельствовать как о нереальных сроках планирования мероприятий программы модернизации здравоохранения, так и о недостаточности усилий министерства здравоохранения Архангельской области и подведомственных ему учреждений для своевременного достижения запланированных результатов реализации соответствующих мероприятий. Кроме того, имеет место отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия между министерством здравоохранения Архангельской области и министерством промышленности и строительства Архангельской области».
Для справки:
Так в заключении: «В представленной министерством образования и науки Архангельской области информации о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии на модернизацию региональной системы общего образования за 9 месяцев 2013 года, условия по обеспечению достижения показателей результативности предоставления субсидии, установленных в Комплексе мер по модернизации, не соблюдены в части доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, по ступени общего образования «среднее (полное) общее образование»: плановое значение – 3,6%, фактическое значение показателя равно нулю.
Вместе с тем, министерство образования и науки Архангельской области обратилось в министерство образования и науки РФ с просьбой внести изменения в Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Архангельской области о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Архангельской области на модернизацию региональной системы общего образования в части изменения указанного выше показателя с 3,6% до 0. Это обусловлено отсутствием примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, которая является основой для разработки основной образовательной программы образовательного учреждения.
Исходя из вышеизложенного, министерством образования и науки Архангельской области не обеспечивается своевременное внесение изменений в постановление Правительства Архангельской области от № 50 пп в части корректировки объемов финансирования и значений показателей результативности Комплекса мер по модернизации».