Сегодня в редакцию «Эха СЕВЕРА» было отправлено письмо от сотрудников северного филиала ГОСАКВАСПАСА к Президенту РФ Владимиру Путину, с целью его публичного обнародования.
До фактической ликвидации федерального государственного казённого учреждения «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС)" МЧС России остался 1 день.
Далее – цитируем текст обращения сотрудников ГОСАКВАСПАСА к Президенту Рф Владимиру Путину:
«Наш коллектив, 381 человек, получил ответ на обращение, направленное в Ваш адрес. Обращение касалось ликвидации федерального государственного казённого учреждения «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (ГОСАКВАСПАС) МЧС России, созданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 486 «О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах» и приказом МЧС России от 28 июня 2001 г. № 347 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 г. № 486».
Одновременно коллектив обратился в Государственную Думу Российской Федерации. Обращение было переадресовано в МЧС России. Ответ на обращение получен 24.03.2015 года.
Оба ответа идентичны по содержанию, что позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение обращения было отдано на откуп руководству МЧС России, инициировавшему ликвидацию организации.
Основанием для ликвидации организации послужило Ваше поручение от 17.09.2014 г. по сокращению расходов на текущее содержание и повышение эффективности расходов в рамках, выделенных на 2015 год лимитов бюджетных обязательств.
Да, при ликвидации организации имеет место сокращение текущих расходов на содержание, а в остальном? Разве можно повышать эффективность путём ликвидации специализированного аварийно-спасательного формирования, которое решает ГОСУДАРСТВЕННЫЕ задачи и является единственным, по своему предназначению, профессиональным аварийно-спасательным формированием в МЧС России.
Одна из основных наших задач - мониторинг подводных потенциально-опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Это, в т.ч., затопленные радиоактивные отходы, взрывчатые и химические вещества, реакторы и т.д. А что такое отсутствие мониторинга этих объектов? В один прекрасный момент «потечёт» затопленный реактор (состояние которого должно было, но не контролировалось) и, например, в Арктическом бассейне, это будет не только экологическая проблема, но и политическая.
Ведь ЕС тут же обвинит Россию в различного рода происках во вред «пушистой Европе». Аналогичная обстановка в Балтийском, Дальневосточных и Чёрном морях. Например, вокруг Крымского полуострова затоплено большое количество химического оружия. По данным ВС Украины, которыми мы располагаем, более 500 объектов. До 2014 года финансовые средства Украиной на мониторинг этих объектов выделялись. Если мы не будем активно работать в этом районе, Украина любым способом, в т.ч. характерным для них провокационным, обвинит Россию в бездействии или не достаточности этих действий.
И здесь уже суть проблемы состоит не просто в ликвидации ГОСАКВАСПАС, а в уничтожении системы, выполняющей ГОСУДАРСТВЕННУЮ задачу. Все принятые Министерством организационно-штатные решения противоречат как российскому законодательству, так и элементарной логике, таким понятиям, как «управление силами», в частности нарушены требования Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
До ликвидации существовала единая система органов управления силами и средствами, решающая на принципах единоначалия задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально-опасных объектах, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Ликвидация привела к тому, что силы и средства переданы в другие организации МЧС России (нарушен принцип единоначалия, выполнения задач по единому замыслу и плану).
Подразделения нашей службы ликвидированы, а в Уставах, созданных с бездумными сокращёнными штатными расписаниями, вообще отсутствует понятие мониторинг подводных потенциально-опасных объектов.
Мало того, на судах и катерах сокращены экипажи, а от основных судов и катеров предлагается избавиться. При этом сначала сокращаются люди, а уже только потом списывается судовой (катерный) состав.
Такая последовательность нарушает требования целого ряда международных (ратифицированных Российской Федерацией) конвенций и кодексов, нарушает требования национальных нормативно-правовых документов. Следствие - МЧС России лишается сил, способных решать поставленные задачи в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации: предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах; участие в подготовке и проведении поисково-спасательных работ, эвакуации и оказании первой необходимой помощи пострадавшим; проведение подводных работ специального назначения; участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.
Полностью, без прикрытия остаются Балтийское и Белое моря. И особенно это актуально сейчас, с активизацией хозяйственной деятельности на российском континентальном шельфе арктического бассейна, где находится значительная часть подводных потенциально опасных объектов (согласно Реестру – более 15 000).
По сути ликвидация прекратит мониторинг этих объектов силами МЧС России. Вместо этого предполагается на выделенные из бюджета финансовые средства нанимать сторонние организации по «буферной схеме» для выполнения возложенных на МЧС России задач. Это приведет только к росту бюджетных расходов и не гарантирует эффективности выполнения работ.
О людях, как всегда в последнюю очередь. С 1998 года в организации сложился коллектив высокопрофессиональных специалистов - спасатели и водолазы международного, первого и второго классов, операторы подводной робототехники, экипажи судов и катеров. Большинство из них прошли суровую школу Военно-морского флота, морских частей Пограничных войск, Министерства морского флота, имеют опыт подводно-технических и судоподъёмных работ, оказания помощи судам терпящим бедствие, в тушении пожаров, спасении людей на акваториях морей. Мы участвовали в аварийно-спасательных работах на т/х «Булгария», на Саяно-Шушенской ГЭС, в разминировании, в более чем 40 экспедициях по мониторингу и т.д. и т.д. За период существования организации 80 штатных спасателей спасли более семи тысяч человек.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! По этому вопросу можно писать много и долго. Поймите - это крик наших душ. Мы хотим акцентировать Ваше внимание – суть нашего повторного обращения даже не в ликвидации ГОСАКВАСПАС, а в государственном подходе к решению государственной задачи. Оптимизация нужна, но разработкой предложений должны заниматься профессионалы - люди, моряки, отдавшие этой работе большую и лучшую часть своей жизни, а не профессионалы в других областях, не до конца понимающие, как организовать свойственные нашей организации работы на море.
Просим Вас распорядиться о приостановлении ликвидационных мероприятий. Поручить профессионалам, выработать обоснованные, в т.ч. на основе математических выкладок и прогнозировании, предложения по реформированию нашей профессиональной, специализированной аварийно спасательной службы.
Мы были и сейчас готовы представить такие предложения, но наше мнение никого не интересует. А времени осталось очень мало, его практически нет – 10 апреля с.г. ликвидируется наше подразделение на севере,16-ого на западе, 18-ого на Дальнем востоке, а 30-ого на юге и организация в целом.
Не хотелось бы, что бы получилось как в 80-х годах прошлого века – боролись с пьянством и алкоголизмом, а повырубили всю лозу, и получилось по «Черномырдину» - хотели как лучше - получилось как всегда». Сейчас экономим миллионы, а через 2-3 года будем восстанавливать утраченное и уже понадобятся миллиарды.
Владимир Владимирович!
Вы наших не бросаете! Мы - наши! Не бросайте нас!»
Конец цитаты.
На фото с официального сайта ГУ МЧС РФ по Архангельской области: помпезное открытие архангельского Арктического спасательного центра МЧС.