"Основатель "Автотора" Владимир Щербаков в схеме с уклонением от уплаты налогов. ФНС впервые дотянулась до бенефициара в Голландии.
Владельцы офшоров могут быть оперативно раскрыты по запросу Федеральной налоговой службы. Взыскивая налог на прибыль с компании «Автотор-Менеджемент», ФНС добилась от властей Голландии ответа, кто скрывается за номинальным директором местной компании-партнера. Им оказался основатель «Автотора» Александр [Владимир — прим. К.ру] Щербаков.
Запрос в Голландию
В начале декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу ЗАО «Автотор-Менеджмент» на решение ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №8 о доначислении налога на прибыль за 2010–2011 годы в 596,1 млн руб. с учетом штрафов и пени. Текст решения опубликован в картотеке арбитражных дел 12 декабря. Особенностью этого дела стала работа ФНС с офшорами.
В ходе выездной проверки в начале этого года инспекция выявила уклонение компании от уплаты налогов. В частности, «Автотор-Менеджмент» по ценам на 20% выше рыночных арендовал имущество у ООО «Балтийские автомобильные заводы» (БАЗ), занижая свою налогооблагаемую базу, полагают в ФНС. Обе компании входят в одну группу лиц, БАЗ на момент проверки значился резидентом калининградской особой экономической зоны и не платил налог на прибыль и имущество.
В материалах суда сказано, что в 2006 году ряд холдинговых компаний «Автотора» внесли в уставный капитал БАЗ свое имущество: здания, сооружения, оборудование. Далее БАЗ это имущество сдавал автосборочным структурам, а также «Автотор-Менеджменту». Прибыль БАЗ в виде дивидендов направляла голландской Doan B.V.
ФНС удалось получить информацию о конечном бенефициаре этого офшора. Как следует из показаний управляющего Doan B.V. в 2010–2011 годах Люка Роберта (приводятся в материале суда), бенефициар компании — Владимир Щербаков, председатель совета директоров холдинга «Автотор».
Представитель МИФНС №8 отказался от комментариев. В «Автоторе» на запрос оперативно ответить не смогли.
Соглашения заработали
Нидерландская сторона предоставила сведения о Doan B.V. на основании соглашения между Россией и королевством от 1996 года «Об избежании двойного налогообложения». По словам управляющего партнера юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексея Гурова, в порядке обмена информацией по соглашению двух стран госорганы могут передавать данные о получении дивидендов, прибыли, доходов от недвижимости и самих налогоплательщиках. Но случаев, чтобы это работало на практике, он привести не смог.
В юридической практике это первый случай безусловной помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа, утверждают опрошенные РБК юристы. «Этот прецедент будет играть решающую роль для тех, кто явно злоупотребляет и пока не боится никаких последствий», — считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. История с Щербаковым, полагает юрист, исключит возможность использования транзитных компаний в высоконалоговых юрисдикциях.
Дело «Автотора» показывает, что российские налоговые органы уделяют все больше внимания не только документам, но и свидетельским показаниям — и не только во внутрироссийских операциях, но и в международных, добавляет старший юрист Goltsblat BLP Артем Торопов.
По словам Захарова, в зону риска теперь попадают все, кто использует голландскую и подобные юрисдикции для агрессивного налогового планирования. Им придется либо полностью перевести свой бизнес в Россию, либо переструктурировать свою деятельность.
Громких налоговых дел, которые основывались бы на раскрытии бенефициара через транзитную юрисдикцию или офшор, не было, подтверждает партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов.
Дело о льготах
«Автотор-Менеджмент» входит в калининградский холдинг «Автотор», который собирает автомобили Kia, BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel и Hyundai. Его основатель и основной владелец — Владимир Щербаков. «Автотор-Менеджмент» занимается контрактной сборкой Opel и Chevrolet.
После налоговой проверки в начале этого года претензии были предъявлены ЗАО «Автотор-Менеджмент», ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд». Суммарно трем компаниям доначислен налог на прибыль в 3,5 млрд руб. (см. РБК от 27 ноября).
Источник РБК в топ-менеджменте «Автотора» говорил, что ФНС использовала неверную методику расчета арендных ставок, посчитав сборочные мощности по цене пустого склада".
Конец цитаты.
Заметим, что согласно официальной биографии губернатора Орлова, опубликованной на официальном сайте правительства Архангельской области, в период между работой на «Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и назначением на должность врио губернатора Архангельской области, Орлов работал первым заместителем исполнительного директора — директора по производству автосборочного предприятия ООО «Автотор- Холдинг» в Калининграде.
Примечательно, что в этой же организации работал нынешний заместитель губернатора Архангельской области Андронов. В период с сентября 2011 года по январь 2012 года Андронов занимал должность заместителя исполнительного директора ЗАО «Автотор» в Калининграде.
Таким образом, нельзя исключать, что первый заместитель исполнительного директора — директора по производству автосборочного предприятия ООО «Автотор-Холдинг» Орлов и заместитель исполнительного директора ЗАО «Автотор» Андронов работали в схеме по офшоризации капитала.
Возможно, из оттуда у губернатора Архангельской области такой сленг: "убить", "придушить", "я в этих делах не состою" и т.п.
Вот это компания пришла управлять Архангельской областью. Журналистское расследование продолжается…
Напомним, ранее "ЭС" сообщало, что весной 2011 года, когда нынешний губернатор Архангельской области Игорь Орлов еще был генеральным директором ОАО «ПСЗ «Янтарь», в Москве разразился грандиозный скандал. Ранее скрываемые правящим засланцем факты.
Орлова вызвали «на ковер», после чего с завода был уволен его заместитель по коммерческим вопросам (нынешний замгубернатора) Андронов – «ввиду неудовлетворительной организации системы закупок».
История вызова Орлова «на ковер» в бытность его руководства заводом «ПСЗ «Янтарь» витала над нашим регионом со дня его приезда в Архангельскую область.
Также ревизионная комиссия заслушала объяснения по злоупотреблениям с поставками оборудования для кораблей ВМФ Индии. Самое невинное - некондиционные энергетические установки. "Орловские" менеджеры "нагрелись", а в эти минуты моряки дружественной страны рискуют жизнями. Подробнее об этом читайте здесь и здесь.