- Ого, какая большая тележка (на покупки разной ерунды и журналисты грешны), - смеясь, сказала одна из них. – А что там вообще продаётся?
- Всё, - коротко ответил мой коллега. – Только сильно не увлекайтесь, а то затягивает.
Надо признаться, в итоге три тысячи, оставленные на кассе, слегка омрачили радость от покупок. Да и признаться честно, впечатление новый торговый центр оставляет двоякое. О чём чуть попозже.
<…>
Журналисты были приглашены на открытие заранее и даже прошли необходимую и важную процедуру аккредитации. Простые смертные (этот оборот использован не случайно и будет иметь значение в дальнейшем тексте) толпились на входе. Их просто так не пускали.
Впрочем, к 10 часам утра в «Метро» была толпа народу. Пришлось немного покрутиться, чтобы найти свободное парковочное место.
Когда заходишь внутрь первый раз, не понимаешь две вещи: куда идти и зачем я вообще сюда пришёл? Потому что тут есть, кажется, всё.
Фрукты, овощи, колготки, игрушки, телевизоры, подушки, стулья, традиционные презервативы на кассе, пылесосы, телевизоры, дрели… И вроде бы оно нафиг тебе не надо. Но подходишь и рассматриваешь. А может и купишь, если жаба не задушит.
В тележке валяются (не лежат, а именно валяются) подешевевшие после выхода новой модели под цифрой 7 - iPhonы 5S.
Внутри «Метро» самую большую площадь занимает отдел бытовой техники и электроники «МедиаМаркт», с которыми «Метро Кэш энд Керри» давно сотрудничает.
И вот стоишь на входе, глаза разбегаются, решаешь всё обходить постепенно, но в итоге всё равно начинаешь хаотично перемещаться по зданию, подходя к тому, что на глаза попалось.
Конечно, выбор здесь огромен и это очень прельщает. С другой стороны, кажется, нет ничего такого, чего раньше не было в Архангельске. Просто здесь всё это собрано в одном месте и не надо передвигаться по городу в поисках различных товаров.
Можно, кстати, и не приезжать в сам магазин, а заказать всё по Интернету или позвонить – привезут прямо на дом. Добираться до торгового центра и впрямь неудобно. Наученные горьким опытом автолюбители прекрасно знают, что на Талажском шоссе можно простоять и в середине дня, а что там творится в час пик…
Думается, расположение «Метро» сыграет тут злую шутку – поток автомобилей явно увеличится, а про решение проблемы, судя по всему, никто не подумал, либо, что вероятнее, закрыл глаза.
А на парковке тем временем машин становится всё больше, хотя, казалось бы, что больше уже некуда. И это при том, что многие с полным багажником покупок уже уезжают.
Тут не встретишь никого с пакетом в руках. Те, что не взяли с собой тележку на входе, довольно быстро понимают свою ошибку и возвращаются за ней с руками, жадно держащими всякую всячину.
<…>
Руководство «Метро Кэш энд Керри» улыбается всем гостям, и рассказывают о своей компании. Если честно, не видится никакого смысла вставлять сюда, то, что было там услышано, потому что стиль повествования сбивать не хочется, а всю нужную информацию вы сможете найти на их сайте.
Потом началось самое интересное. И, в общем-то, для вас оно может интересным и не показаться, поскольку действо и то, что следовало за ним, – вещи привычные, но наблюдать за толпой журналистов и посетителей, бросившихся поедать вкусняшки с подносов, было забавно.
Тема бесплатного хавчика, в общем-то, для нашего народа больная. Помните, как в прошлом году жителей Ставрополя кормили блинами на Масленицу с лопат? Люди тут, конечно, еду в рот отправляли и добывали её самостоятельно, но что творилось, когда к булочкам и кофе открыли доступ – вы можете увидеть ниже.
До этого, кстати, территория с провизией была недоступна. Мужчина развернул корреспондента со словами:
- Туда пока нельзя.
- Почему? – последовал логичный вопрос.
- Там сейчас кушают небожители.
- Кто-кто?!
- Городское и областное руководство. Они с шести часов тут.
Есть такой момент. Существует закон, согласно которому, если чиновник получает подарок от гражданина или, того пуще, бизнесмена, в трёхдневный срок он должен уведомить прокуратуру о получении подарка. И если сумма дарения превышает более трёх тысяч, то он обязан передать дар в казну.
А между тем...
Руки высокопоставленного чиновника, судя по всему, берут подарок.
Дарили что-то чиновникам или нет – достоверно не известно. Но кто знает, может, булочки для випов были с чёрной икрой? И подарок оказался съеден на месте. Как улика. Никто же не проверит…
А рядом ходили простые смертные (внимательно читали текст?) и поглядывали, как «небожители» уминают булочки. Наверно, самые голодные. Мужчина заверил, что они очень устали, потому что тут с 6 часов утра и им надо отдохнуть. Через полчаса проход открыли, и началось «бешенство гортани»…
Люди попросту побросали тележки в которые уже успели что-то накидать и бросились на еду. Особо предусмотрительные оставили с покупками грустных мужей, а сами с детьми отправились на «охоту». Надо отдать должное организаторам – еды там хватило на всех – не поскупились.
Впрочем, тут всё дело в психологии. Сытый человек - он же добрее. И денег готов потратить больше. Даже на то, что совершенно не нужно. Просто потому, что понравилось. И упаковка яркая. И цены низкие. Хотя тут опять же момент спорный…
<…>
Ленточку на открытии «Метро» торжественно перерезали улыбающиеся первые лица города. Что они делали тут, в общем-то, не очень понятно.
Ладно бы, открывали новую больницу, ЦБК или электрифицированную железную дорогу. Но открывают лишь ещё один, по сути, оптовый рынок.
Более того, в Холмогорском районе сейчас свирепствует эпидемия африканской чумы. А администрация - на открытии «Метро». Кушает булочки. Позирует на фоне логотипа «Метро».
Кстати, весьма странно, что молчит священник Соколов, ведь для него это вообще должно быть царством алчности и чревоугодия. Хотя, там продаются весьма недурственные триммеры для бороды…
Появление первых лиц на данном мероприятии попахивало рекламой. Их участие здесь было не очень уместным. Есть такой термин – приглашённые звезды. Они и исполняли здесь эту роль. Радовались, улыбались, рассматривали технику, общались с руководством «Метро», пожимали друг другу руки…
А чему радовались?
<…>
Касательно низких цен и вообще появления здесь «Метро Кэш энд Керри». Люди, конечно, обрадовались появлению ещё одного ТЦ с весьма низкими ценами. Потом опять начнут ворчать, мол, как грибы они растут, но ходить будут всё равно.
И чем больше будут ходить, тем быстрее будет вбиваться гвоздь в крышку гроба, куда постепенно подталкивают местных производителей такие мировые компании, как «Метро».
Да, сейчас там цены привлекательны. Хотя, если знать, где искать, можно найти и дешевле. Но есть и обратная сторона у этой медали.
Во-первых, качество товара. На коробке с дрелью, попавшейся под руку, так и не удалось найти ни слова по-русски. А вся информация о товаре должна быть на языке той страны, где этот товар реализуется. Кто-нибудь из Роспотребнадзора читает этот текст? Просим обратить внимание.
Во-вторых, местные сети скоро попросту канут в лету, а потом начнётся самое интересное. Конкуренции не будет. И в заведениях, подобных «Метро», потихоньку начнут расти цены. Не слишком быстро, чтобы покупатель не обратил внимания, но расчётливо, чтобы отбить первые месяцы или годы низких цен и щедрости.
В-третьих, это всего лишь ещё один элемент всемирной глобализации. Всё усреднённое. Вон, айфоны валяются в корзине… Сегодня открылось «Метро», на подходе «Макси», «Ашан», «Леруа Мерлен» и, думается, на этом всё не закончится.
Население в Архангельской области с каждым годом уменьшается где-то на десять тысяч. Что тут забыли столь крупные компании? Они насытились в больших городах и пошли в провинцию. В итоге, скоро у нас будут такие же цены, как и в столице…
А, например, во Вьетнаме и по всей юго-восточной Азии таких «Метро» на каждом шагу. Там их просто называют ангары с товаром. В общем-то, если убрать весь товар с полок, то здание и представляет из себя попросту ангар. А у нас туда на окрытие явилась вся элита.
<…>
Конечно, открытие прошло красочно. Был даже устроен маленький фейерверк в момент перерезания ленточки. Однако, этот момент оказался не предугадан со стороны фотографировавшего, и поэтому пришлось довольствоваться снимком торжественного момента со спинами и попами перерезавших ленту.
По залу бегали люди в костюмах миньонов и супергероев, длинноногие модели улыбались снующим людям с тележками. Правда, те были больше увлечены покупками.
Ещё один момент, с которым явно прогадали. В некоторые проходы тележки попросту не влезали. Расходиться с другими покупателями тоже представлялось порой весьма затруднительно. А учитывая, что большинство с открытыми ртами и стеклянным пространным взглядом вставали посередине дороги, преграждая путь навстречу идущим, перемещения осложнялись.
Спустя полчаса тележка с покупками стояла на кассе. В это время подошла женщина и дала шоколадку, а молодой человек уже засовывал в пакет купленную игрушку. С таким раньше сталкиваться не приходилось. Хотя, может быть, хотелось сложить по-другому…
Между тем, машины продолжили ехать плотным потоком.
А кто-то шёл пешком...
..к глобализации.
Фото ИА «Эхо СЕВЕРА».