***
Итак, на прошлой неделе профсоюзы сообщили, что администрация ОАО «Архангельский траловый флот» начала разваливать профсоюз предприятия. По словам профсоюзных лидеров и работников, цель работодателя – убрать препятствие в лице профсоюза, которое мешает безнаказанно нарушать трудовые права работников.
В разговоре с корреспондентом «ЭC» работники тралфлота сообщили, что на предприятии задерживается заработная плата, выплаты отпускных, иностранной валюты взамен суточных экипажам судов, оплата выходных дней, проведённых в рейсе. Администрация также не соблюдает согласованный график отпусков. Сами работники просят не называть своих имен под страхом репрессий.
По их словам, нарушений трудовых прав работников АТФ полно, а недавно поставленный и.о. Генерального директора Андрей Орлов (!) не идёт на диалог с профсоюзом, который пытается наводить порядок и противостоит нарушениям. Многие вопросы приходится решать через суд. Профсоюз на предприятии опытный и сильный, объединяет больше половины трудового коллектива, но сегодня о нормальном диалоге с администрацией говорить не приходится. Поэтому 18 октября председатель профкома Геннадий Хвиюзов направил ни имя и.о. Генерального директора письменное требование – устранить нарушение трудового законодательства и перечислить заработную плату работникам в полном размере.
Реакция Администрации тралфлота на требование профсоюзного лидера была оперативной, но только не в устранении нарушений. Уже 20 октября на тралфлоте чудесным образом появились бланки заявлений о выходе из профсоюза. Со слов самих работников, стало известно, что представители администрации помимо распространения бланков дают понять, что не подписавшие заявления долго на предприятии не задержатся. И это не что иное, как нарушение законодательства, утверждают в профсоюзе.
Действительно, после того, как мы покопались в «Консультанте», удалось узнать, что каждый работник может вступать в профсоюз и состоять в нем, и администрация не имеет права воспрепятствовать ему в этом. Более того, за нарушение законов о профсоюзах должностные лица несут ответственность вплоть до уголовной.
***
И практически одновременно, 22 октября, вышел номер газеты «Рыбак Севера». На кого работает корпоративная газета, сразу стало понятно.
Учредитель газеты – Архангельская база тралового флота. Как отмечают в профсоюзах, газета была напечатана вне графика, так как в выходных данных издания указано, что «Рыбак Севера» выходит по четвергам, а 22 октября – вторник. К чему такая спешка? Ответ становится понятен, если взглянуть на первую полосу «спецвыпуска»: основной темой номера стал материал «Другого флота у нас не будет», повествующий о расколе в руководстве первичной профсоюзной организации.
Начав, вроде бы, «за здравие» и упомянув о том, что «в большинстве самых сложных ситуаций на первые позиции выходил профсоюз», автор статьи - редактор Нина Зеленина - без долгих разговоров заводит речь о «междоусобице внутри профкома АТФ», которая грозит обернуться «тяжёлыми потерями для тралфлота».
Автор права лишь в одном – потери у тралфлота уже начались: в этой же статье она признаётся в том, что «с предприятия ушли 700 человек. И сейчас в отделе кадров около 70 заявлений». При этом огромное удивление вызывает то, что, оказывается, вина в оттоке кадров не в управлении тралфлотом, не в менеджменте, а в общественной организации под названием профсоюз. Так и утверждает газета: профсоюз проглядел. Получается очень интересно: администрация, по словам работников, задерживает зарплату, нарушает трудовые права работников, суда часто стоят на приколе, а виноват профсоюз.
Далее автор сокрушается о том, что ситуация в тралфлоте «действительно не сахар» и предлагает «сжаться в один кулак, чтобы пережить этот тяжёлый месяц!», сетуя, что в кадрах вместо этого – заявления о выходе на пенсию с выплатой пособия по Колдоговору. Наверное, опять профсоюз не дорабатывает, раз люди с предприятия бегут…
По словам профсоюзников, администрация также решила придержать у себя профсоюзные взносы, добровольно перечисляемые работниками в общественную организацию. Очень интересно на фоне этого факта смотрится реплика автора данной статьи о том, что заместитель председателя профкома «скаталась в Москву» на встречу по приватизации АТФ «на деньги рыбаков, естественно». А на что пошли, позвольте спросить, два миллиона «денег рыбаков», которые удержаны администрацией в виде профсоюзных взносов с их зарплаты, но так и не переведены их законному представителю – профсоюзу?
Допускаем, что редактор газеты может не знать этих «тонкостей», но ведь Нина Зеленина одновременно является помощником Генерального директора ОАО «Архангельский траловый флот» по связям с общественностью. Значит, озвучивает пожелания администрации?
Чем же ещё Нина Зеленина предлагает заняться профсоюзу? В связи с переездом управления тралфлота в Маймаксу, цитируем: «подключиться к решению бытовых вопросов, разрядить атмосферу каким-нибудь мероприятием по воссоединению Фактории и Маймаксы».
И ещё раз, обращаясь к профсоюзу: «Может, подумаем, как сделать праздником возвращение траулеров в родной порт, чтобы плавсостав почувствовал заботу о себе?» Вот так со страниц официального издания Архангельского тралового флота профсоюзу предлагают переквалифицироваться в ансамбль песни и пляски. А что? Давайте сделаем праздник вместо того, чтобы вовремя и в полном объёме платить людям зарплату – то-то плавсостав оценит такую заботу о себе,– смеясь со слезами на глазах говорят работники тралфлота.
В общем, картина после посещения тралфлота и разговора с работниками сложилась печальная. А весь месседж к руководству тралфлота можно озвучить так: платите вовремя зарплату, чтобы люди по судам за своими кровными не ходили, разговаривайте по-человечески с людьми, перестаньте давить профсоюз – тогда и «атмосфера в коллективе» будет нормальной.
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано от 30.10.2013
Заметим, что ранее эксперты назвали управленческие решения администрация ОАО «Архангельский траловый флот», которые привели к задержкам заработной платы и увольнению работников. Подробнее об этом читайте здесь.