Одна новость:
"30 % настолько снизится налоговая ставка для рыболовных и рыболоведческих предприятий Томской области. Такое решение единогласно приняли депутаты областной Думы. По мнению региональных властей, это поможет вывести этот вид бизнеса из тени.
<…>
При этом предполагается, что потери казны от снижения налога будут компенсированы за счет роста производства".
Конец цитаты.
Другая новость:
"В два раза снижена налоговая нагрузка на пункты проката велосипедов в Костроме. Решение местных властей вступит в силу с января 2014 года. Предполагается, что с этого момента аренда велосипедов для горожан и туристов станет более доступной. В планах организация целого велогородка…
<…>
Все это ради популяризации здорового образа жизни и развития туризма".
Конец цитаты.
Очевидно, что Архангельская область в эту новостную подборку не вписывается. В то время, когда власти других регионов идут на встречу населению и бизнесу, у нас все происходит, наоборот.
Так в заключении по результатам исполнения областного бюджета за 1 полугодие 2013 года контрольно-счетной палаты Архангельской области следует:
"Отмечается значительный рост поступлений штрафных санкций в консолидированный бюджет области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: 201,1 млн.руб., что на 56,3 млн.руб. или 38,9 % превышает аналогичный показатель первого полугодия 2012 года. Наиболее значительно увеличились прочие поступления от денежных взысканий (+33,6 млн.руб.) и штрафов за правонарушения в области дорожного движения (+18,9 млн.руб.)…"
Конец цитаты.
***
На первый взгляд может показаться, что стало больше нарушений, поэтому возросли объемы штрафов. Однако это весьма зыбкий постулат.
Цитируем далее заключение контрольно-счетной палаты Архангельской области:
"Вместе с тем, следует отметить перевыполнение кассового плана поступлений за 1 полугодие по отдельным видам доходов. В частности:
- налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами
- полугодовой план поступлений перевыполнен на 22,0 млн.руб. (на 14,0 %);
- штрафные санкции - план перевыполнен на 9,9 млн.руб. (12,1 %);
- государственная пошлина - план перевыполнен на 4,0 млн.руб. (25,4 %)".
Конец цитаты.
Перечитайте цитируемый фрагмент. Как вам это нравится? Вот и мы в шоке!
То есть, получается, что в Архангельской области есть некий план по штрафным санкциям. А раз, есть план, следовательно поставлена задача выполнять план, то есть выписать и собрать определенное количество штрафных санкций в такой-то период.
И, по сути, уже становится не важно, сколько реальных нарушений совершается в регионе. Раз есть план, значит надо сдавать отчет, в котором начальство должно увидеть определенные показатели.
Но в Архангельской области проявили такое рвение, что даже перевыполнили план. На целых 10 миллионов рублей. Во разошлись! То ли еще будет…
При таком раскладе вскоре могут не только увеличить размер штрафных санкций, но и расширить диапазон. Вот, к примеру, отрастили вы волосы более 15 сантиметров - штраф. Побрились на лысо - заплатите "копеечку" в бюджету.
И тут нет предела фантазии чиновников. Штрафовать можно за лишний чих, пук, вздох. Главное, чтобы возрастала доходная часть бюджета за счет штрафных санкций.
Скорее всего, начнут штрафовать не тех, кто целыми днями чихает и пердит, а тех, кто пытается заниматься реальным делом. К примеру, в заключении контрольно-счетной палаты мы наблюдаем значительное увеличение штрафов за правонарушения в области дорожного движения. То есть, эта мера уже сегодня сказалась на доходах таксистов и просто автолюбителей.
Фактически ранее, если таксист мог предполагать, что он нарвется на один-два штрафа, то в этом году ощутил, что стопка штрафных квитанций выросла до пяти-шести.
Каковы дальнейшие действия таксистов?
Часть из них сворачивается, так как работать на штрафы становится бессмысленно. Другие продолжают пахать, но количество уплаченных налогов сокращается, поскольку часть доходов ушла на штрафы.
Или взять для примера владельца ресторана.
У большого заведения всегда есть недовольные клиенты. "Капнул" упырёк куда надо - началась проверка. Смотрят сборщики податей на хорошую кухню в ресторане и продолжают перевыполнять план.
В результате, владелец ресторана вынужден прикрыть легальный бизнес, или барыжить из-под полы.
***
Кому от этого стало легче?
Объемы налоговых поступлений падают, безработица растет, социальная напряженность усиливается, преступность возрастает, демография падает… Зато план по штрафным санкциям переполнен.
Но, если физическим лицам дешевле с дивана не вставать, а бизнесу работать нелегально, то, куда, к примеру, деваться большим предприятиям или муниципалитетам? А ведь они для экономики рэкета самый жирный кусок.
За примерами далеко ходить не надо.
Так Правительство Орлова намеревалось вынести на минувшую сессию регионального парламента законопроект о сокращении программы развития Архангельска как областного центра. Намеревались "срубить" 600 миллионов рублей. Задушить город-донор. Один из четырёх. То есть вариант утилитарно звучит так: отнять у богатого – отдать нищим бездельникам из тех районов, где население по большей части – пьющие маргиналы, не зарабатывающие деньги и практически не работающие, но при этом живущие на бюджетном довольствии.
Болото. И депутаты оттуда – это политическое «Болото». Маргинальная почва Правительства Орлова, которое устами первых лиц уже расписалось в экономической беспомощности. Подробнее об этом читайте здесь.
Лишь, чудом и в последний момент был найден компромисс: пока принято решение не сворачивать программу на три года, а "заморозить" на год.
***
Но это всё варианты LIGHT. Столь изуверская мера может дать эффект на два-три месяца. А что дальше?
История показывает, что неограниченные поборы с народа всегда заканчивались революциями. Сжигали замки, свергали королей, громили дворцы.
Но главная аналогия, возникающая от экономической политики, проводимой Правительством Архангельской области, отправляет нас к ближайшей истории - в лихие 90-е "малиново-пиджачной" России.
Помните, как рэкетиры в китайском «Адидасе» и малиновых пиЖМАКАХ подходили на улице с вопросами: "Куда идешь?", "Че такой умный?", "Есть закурить?". И что бы ты не ответил, экономика рэкета работала бесперебойно. Криминал регулярно пополнял общак – предприниматели и просто граждане терпели убытки.
Исторический факт, что из-за такого явления как рэкет в России на корню было загублено цивилизованное предпринимательство. В результате, экономике был нанесен невосполнимый урон, а ущерб терпела большая часть населения страны.
В чем разница между экономикой рэкета и современным планам по штрафным санкциям в Архангельской области? У нас не получилось найти принципиальных отличий. Может быть это сможете сделать вы?
***
Логичный вопрос: где взять денег, если бюджет испытывает значительный дефицит. Закономерный ответ: начните экономить с себя.
Во-первых, Правительство Архангельской области может сэкономить, остановив постоянные многомиллионные ремонты и прекратив закупки дорогущих авто.
Во-вторых, при сложившихся обстоятельствах, уместно сократить аппарат областного Правительства.
Вот, к примеру, должность заместителя Губернатора Архангельской области по экономике и финансам, которую сейчас занимает Гришков подразумевает, что он должен искать пути выхода из долговой ямы и привлекать финансы.
Но этого не происходит. Чем занят Гришков - людям не понятно. Вопрос возникает сам собой: если Гришков – ненужное звено, то зачем его содержать?
На днях появилось его интервью, где он фактически заявляет, что Архангельская область не в состоянии выполнить Майские Указы Президента России.
Так это мы и без Гришкова знали...
Но даже перед депутатами Архангельского областного Собрания отдувается Усачева. Вот ее, как раз можно оставить, чтоб было кому распределять падающие в бюджет крохи.
А за счет сокращения должности Гришкова можно провести вполне приличную экономию средств.
Так декларированный доход Гришкова за 2012 год составляет 1 922 413,09 рубля. Умножаем на четыре года и получаем округленную сумму порядка восьми миллионов рублей. К этому стоит прибавить расходы на его заграничные командировки, ремонты в кабинете, затраты на окружающих его клерков и т.п.
Или, к примеру, должность заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага, которую занимает Роман Балашов.
Его доход в 2012 году составил 5 664 458,76 рублей. Аналогично умножаем на четыре года и получаем порядка 20 миллионов рублей.
Примечательно, что расходы в областном бюджете на эту должность возникли лишь при губернаторе Орлове, так как при иных руководителях региона было просто немыслимо, чтобы человек занимался развитием муниципального образования с населением 666 человек на уровне заместителя губернатора.
А какую пирамиду Правительство Орлова выстраивает под Балашовым!
И общественный представитель губернатора на Соловках, и Агентство по развитию Соловков - чуть ли не каждому жителю Соловков по чиновнику. И не стоит забывать, что все они получают зарплату из дефицитного бюджета Архангельской области.
Еще один пример. Алексей Алсуфьев, заместитель Губернатора Архангельской области по инфраструктурному развитию. Зачем нужна эта должность тоже полная загадка. Регион находится в стагнации - предприятия закрываются, рабочие места сокращаются, люди уезжают. Архангельская область на грани банкротства. Но мы содержим заместителя губернатора по инфраструктурному развитию за 2 916 302,04 рубля в год.
Зачем? Если инфраструктурного развития практически НЕТ?
Примечательно, что у спикера Архангельского областного Собрания депутатов, по слухам, в ближайшем времени будет не 4, а целых 5 заместителей. Вот такая на самом деле оптимизация областного бюджета.
Подробнее об этом читайте здесь.