– Идея «Часов города» родилась у меня ещё в начале 1970‑х годов. Тогда же был выполнен первый эскиз их размещения на стене здания будущего музея Писахова. Потом я его несколько раз дорабатывал и согласовывал с разными инстанциями, например, с тогдашним главным архитектором области Вадимом Кибиревым. Он, кстати, высказал замечания, я их учёл. Покойный ныне звонарь Иван Данилов предложил, чтобы часы отбивали склянки – как на корабле, готов был подобрать рынду. В 1996 году мы обсуждали эту идею в областном управлении культуры с Львом Востряковым. Так что о приоритете спорить не приходится. Поэтому удивительно, что сейчас мою идею озвучивают господа Яскорский и Сюхин, ни словом не упомянув о том, кто стоял у её истоков. Это – моя идея!
Дмитрий Трубин:
– Все проекты «творческого тандема» Сюхин-Яскорский не выдерживают критики. И в пространстве они расположены отвратительно. Это такой административный «тандем», который нужно просто разбивать.
Евгений Зимирев:
– Так они оба – не художники… Хотя именно я давал Сергею Сюхину рекомендацию при вступлении в Союз художников. Но это – не искусство. А теперь получается что идея украдена и приспособлена для застройки места, которое дорогого стоит.
Дмитрий Трубин:
– Мы, в принципе, постоянно говорим о том, что в городской среде ни один объект, а тем более – скульптура - не может быть поставлен без обсуждения с профессионалами. Более того – должен проводиться конкурс…
Евгений Зимирев:
– Взять тот же памятник Писахову. Мои эскизы были опубликованы в газетах. В итоге памятник Сюхина оказался разительно похожим на мою авторскую работу.
Дмитрий Трубин:
– Даже в градостроительный совет должны входить профессиональные художники. И любой проект оформления городских пространств должен пройти конкурс. Есть замечательные скульпторы в Архангельске – Евгений Зимирев, Надежда Шек… И даже готовый проект нужно обсуждать. А в итоге мы имеем натуралистические отношения не имеющее отношение к искусству.
Евгений Зимирев:
– Я, кстати, эксперт федерального министерства культуры… И ещё – Шергин тоже полностью вторичен – списан с народной деревянной скульптуры.
Дмитрий Трубин:
– Теперь мы узнаём, что Яскорский оформляет фасады собора. Но ведь он этого никогда не делал. Человек не рисующий этим не должен заниматься. А ведь у нас есть замечательный иконописец Сергей Егоров. Бог с ним, с Яскорским, пусть рисует, но принимать это творчество должен художественный совет. Хотя на самом деле всегда могут сослаться – «народу нравится». Забывая при этом, что народ у нас художественно не просвещён. Поэтому превращать сейчас проектирование общественных пространств в Архангельске в монополию 2–3 человек – категорически нельзя! С какого перепугу 2 человека будут всё решать? Они могут предлагать свои эскизы, и их должен рассматривать художественный совет, выбранный из профессионалов‑ художников, а не из политиков. Мы же в их политсовтах не сидим, и они не должны сидеть в худсоветах.
Евгений Зимирев:
– При этом как-то они умудряются дружить со всеми губернаторами… Это, видимо, «профессионализм» иного рода…
Дмитрий Трубин:
– Председатель нашего регионального отделения Союза художников записалась к губернатору на приём. А он и говорит ей: «А у меня уже были на приёме художники». Отдельно на приём сходили Сюхин и Трещёв‑старший. Т.е. они сходили раньше председателя Союза. И, кстати, делали так всегда. Но это же позорище… В итоге настоящие художники не востребованы, а в фаворе те, кто вместо того, чтобы заниматься искусством, бегают на приёмы в высокие кабинеты. Посредственных художников – вагон. Чего их сейчас обсуждать…
Евгений Зимирев:
– А что сейчас творится на набережной? Кто до этого вообще додумался?!
Дмитрий Трубин:
– Я принципиально против граффити изначально! Уродовать городскую среду жуткими подмалёвками – это преступление! Нужно все закрасить в один тон, как и планировалось архитектором в проекте набережной. Такой она и должна быть. А так получается - мы поощряем то, что не имеет отношения к искусству…
Евгений Зимирев:
– И опять художников никто не спросил…
Дмитрий Трубин:
– Или судьба издательства «Правда Севера». Художник - он же все понимает, и не то что ему некогда. Он думает, что этим занимаются специально обученные люди. Вот придёт новый губернатор или мэр - и всё встанет на свои места. А у них – опять Сюхин и Яскорский. Будет, конечно, смешно, если мы с Евгением будем выходить и говорить: «Мы лучше!» Нам само сравнение такое – стыдно! Изначально масса идей была предложена, но не реализована. Я делал эскиз памятника Писахову, эскиз на тему сказки Шергина «Золотое кольцо». Были проработки решения всей Чумбаровки как единого пространства. Но в итоге мы получили только Сюхина. С Яскорским…
Комментарий главного редактора Азовского:
Претенциозно, но недостаточно смело – начали правду говорить, так говорите до конца. Чей проект Храма, что теперь называется Яскорским, был на самом деле? Намёк сделан, но слабый. Если есть желание – дополните.
В целом обмен мнениями выглядит мудро и даже в чём-то пассионарно, но уж слишком строги уважаемые мэтры к творчеству горожан (я имею в виду не Яскорского – с ним давно всем всё ясно). Я о другом...
Не могу согласиться с уважаемыми мэтрами по поводу граффити на набережной. Да, живопись немного наивная, но так ведь это тоже искусство. Возможно, оно кого-то подбешивает, но на вкус и цвет товарищей нет, а художника обидеть может каждый.
Я подобную живопись на тему видел, например, в Сайгоне (ныне Хошимин) – продвинутый город, но там такой наивной живописью весь центр украшен.
Ладно, вероятно для Дмитрия вьетнамцы не авторитет. Допускаю, что для гениев вообще авторитеты отсутствуют. Но тогда, сеньоры, ответьте на вопрос: неужели серая в подтёках убогая бетонная стена набережной эстетичнее и прелестнее граффити?
Не соглашусь – вокруг и так всё серо и уныло, пройдёт месяц - и небо будет серым, и пейзаж не столь ярким. Может цветные, хотя и наивные, рисунки как-то скрасят антураж...
По данному поводу в знаменитом (в узких кругах творческой интеллигенции и артистов балета) фильме «Клетка для пташек» парень с врождённым чувством гватемализма произносит очень любопытную и подходящую для обсуждаемого момента фразу (являясь на босу ногу, но в смокинге и ярко-красном банте): «ну должно же быть на мужчине хоть одно яркое пятно»...
Материал газеты «Для умных людей Правда Северо-Запада», выход в свет 24.08.2016 года.