Режиссер спектакля - Максим Диденко.
Как заявлено в аннотации к спектаклю на фестивальном сайте, основа постановки – поэма Максимилиана Волошина «Путями Каина. Трагедия материальной культуры». Уличный театр для Максима Диденко имеет ритуальные корни, он самый древний и, поскольку в поэме рассказывается история цивилизации, то режиссер попытается повзаимодействовать с ритуальной природой уличного театра и раскрыть ее.
Далее, цитата по сайту пановского театра:
"В свете сегодняшних событий, выход на улицу – акт политический и в некоторой степени даже опасный. Острая поэма Максимилиана Волошина затрагивает, в том числе, и болевые точки, язвы сегодняшнего времени – война, религия, бунт. В спектакле эти понятия будут рассмотрены с позиции их исторического содержания. Русской культуре свойственно каждый раз, создавая что-то новое, низвергать все старое, выворачивая то, что есть, наизнанку. Зачастую это приводит к тому, что мы возвращаемся к архаическим формам культуры. А то, что происходит с нашим обществом".
Конец цитаты.
Кто-нибудь что-нибудь понял из последнего абзаца?..
Вот примерно так - подчёркнуто пафосно, беспредельно экзальтированно и эпатажно сюрреалистично и выглядела постановка.
В общем-то, зрелищно и, как всё современное искусство, наполнено импровизацией – всё, от начала и до конца. Что осталось от Волошина – не ясно. По ощущениям, на Красной Пристани народу был показан театральный АД со всеми атрибутами садо-мазо: ремни, маски зверей, шипованные ошейники (как в немецком порно), сжигание человека, крутящиеся адские жернова и прочая адская тряхомудь.
Всё под звуки ударной группы, скрип железа и хлест ремней с традиционной для подобных абстрактных постановок застывшей мимикой артистов и многократным повторением эпизодов – типа, для недоусладившихся или для не всех увидевших.
Хронометраж длиннее от многократного повторения и ощущения сильнее, особенно когда горящего Каина хлестал плёткой Глущенко в шипованном ошейнике.
Ветер, северный ветер, не понял искусства и сильно дул. Дул и тушил пламя, что мешало актёрам вдохновенно истязаться в наготе.
Каина на холодном ветру в парах бензина пожалеть бы стоило, хоть и грехи его тяжкие. Кстати, почему-то не восстал из своей кельи священник Евгений Соколов – главный поборник нравственности на Русском Севере. Наверное, извёл всю свою грехоборческую пассионарность на борьбу с выставкой Пикассо – противостоять адской постановке на Красной Пристани уже не было сил. А может бдительность потерял. В любом случае спасибо, что не поднял свой возмущенный голос и не возбудил черносотенный сегмент архангельской общественности. Дал (ТАКИ) народу насладиться современным искусством – искренним, настоящим, хотя и не бесспорным с точки зрения эстетики и нравственности.
Короче, каждый из тысячи зрителей сам оценил постановку – кто-то понял, кто-то ни черта (тьфу, тьфу) не понял. Кто-то возмутился, кто-то восхитился. Кто-то возбудился, кто-то взблевнул…
Главное, что никто не напился, не подрался и не нагадил в общественном месте.
Главное, что всё прошло культурно, как в культурном городе, среди культурных людей.
***
Под музыку а-ля Кустурица в День города в Архангельске люди с удовольствием превращались в баранов и громко блеяли. Потом у барашков, простите за натурализм, было небольшое соитие прямо в сквере под берёзой.
- Это король с королевой – они девственно чисты, а вот их паства – они бараны и ведут себя как бараны, – вот такой смысл унесли с собой опрошенные журналистами зрители, собравшиеся накануне днём у научной библиотеки имени Добролюбова дабы посмотреть уличное искусство французского театра La Rhino.
Многие из опрошенных уловили в спектакле - и в этих похотливых барашках, и в девственной чистоте короля и королевы - политический смысл, но вслух имён и даже страны, политическую ситуацию в которой им всё это напоминает, не называли. Наверное, речь идёт о США – девственно чистая семейка Клинтонов и похотливая паства – выборщики…
В принципе - крамольно, но всё же это искусство, к тому же на малопонятном французском языке. Среди публики франкоговорящих не было и поэтому артисты, прямо в публику произносившие речи на французском, могли говорить всё что угодно – декламировать Марсельезу, ругаться, просто долдонить бессвязные тексты.
Перевод был – дама с краткими текстами, из которых и явствовала девственная чистота короля и королевы. «Это агитпроп» - тут же сделали вывод политически подкованные зрители.
Короче, под музыку в стиле Кустурицы – это такой непринуждённый музончик, играемый чуть фальшиво, словно музыканты уже испили кувшин-другой домашнего сербского виноградного сока под сыр и свежезарезанного барана. И вот под этот музончик – в общем-то милый и балканодеревенский, король со своей дамой ринулись к берёзке, около которой их артпаства блеяла, потом барашки изобразили соитие.
Всё, конечно же, было прилично – в рамках заявленных 18+.
Прилично, весело, но непонятно.
Поскольку по-французски никто из журналистов «Эха СЕВЕРА» не парле, то за комментариями журналисты ринулись на сайт фестиваля, где нашли следующую запись по поводу La Rhino – далее, цитата:
- Город, он как лабиринт, а мой костюм - это мой футляр, который позволяет мне выглядеть презентабельно и аккуратно. Но мое терпение на исходе, сегодня я выйду на улицы города затем, чтобы выпустить своего внутреннего зверя. Раздается музыка... и она заполняет собой все пространство, неясные образы начинают обретать свою форму.
Конец цитаты.
Неясные образы, выпустить своего зверя, мой костюм – мой футляр…
Чехов, голимый Чехов – «Палата №6» в стиле Кустурицы во французском прочтении. И никакой политики. Чисто современно искусство. Не конкретно уличное, театральное…
Мило...
***
Благо погода была соответствующая, в отличие от прошлого года, когда выступающим на набережной артистам приходилось кутаться в пуховики от адского ветра и холода, но в момент выступления они мужественно переносили все тяжбы и невзгоды. Не Бразилия, конечно, но ненадолго дух знаменитых карнавалов привезли с собой горячие мужчины и девушки, как положено, в перьях, полуголые и безудержно весёлые.
Пожалуй, не стоит оценивать выступление с точки зрения искусства или в поисках сакрального смысла. Оставим это снобам. Хоть, простите, попы у заморских девушек и голые, но пошлости в этом куда меньше, чем в каком-нибудь "твёрканье", именуемом кем-то танцем...
Это Бразилия. Это атмосфера веселья, этакий кусочек Рио-де-Жанейро в Архангельске, который создали сами жители города, а помогли им в этом Raiz Brasil dance company, с обворожительными улыбками, пёстрыми одеяниями и зажигательными танцами, вырывающими из повседневных проблем и рутины.
Смотреть, правда, было сложновато. Не только бразильцев, но добрую часть выступлений, поскольку вокруг артистов собиралась неимоверная толпа народу, желающая приобщиться к культуре уличных театров. А может и просто проходящие мимо зеваки. Места, как говориться, надо было занимать заранее.
***
Без пространных речей и рассуждений о том, нужны ли уличные театры Архангельску, можно ли назвать это искусством, и прочего брюзжания - было весело. Просто, без надуманности и искренно. Пожалуй, не стоит оценивать это с точки зрения искусства, копаться в себе и в происходящем. Главное, чтобы нравилось. Смотреть душой, а не глазами. Поворчать всегда успеем.
*Ars est celāre artem. Искусство - в умении скрыть искусство. (Латынь)