Хафез Асад – первый президент Сирийской Арабской республики и отец нынешнего президента Башара Асада, был, как писали советские газеты, «большим другом СССР, выдающимся борцом за дело мира и прогресса во всём мире, личным другом (дорогого) Леонида Ильича Брежнева».
Даже в космос летали вместе. В 1986 году с космодрома Байконур стартовал 12-й международный космический полет с советско-сирийским экипажем на борту.
С советскими космонавтами Викторенко и Александровым на околоземную орбиту отправился и сирийский космонавт - подполковник ВВС Мухаммед Ахмед Фарис.
Космонавты выполнили 12 экспериментов, среди которых были такие сложные, как изучение влияния условий космического полета на микроструктуру направленно закристаллизованных эвтектических сплавов, очистка электрофоретическим методом интерферона и противогриппозного препарата и изучение процессов, происходящих в верхних слоях атмосферы и в ионосфере с помощью интерферометра. Совместный космический полёт был признан успешным.
Кого попало в космос не брали. И время показало, что Сирия как никакая другая страна является нашим союзником. На данный момент Сирия, пожалуй, один из последних союзников России вообще в мире!
На снимке к материалу фото автора. Фото сделано в городе, где как раз и находится российская военно-морская база. Это город Тартуз, расположенный в 18 км от границы с Ливаном. Это второй по значению порт страны и, пожалуй, единственный город, где есть зачатки туринфраструктуры в стиле... А-ля "не в комфорте счастье". Здесь автор снял бунгало, расположенное прямо на огромном и очень пустынном пляже, который тянется от тартуза вплоть до границы с Ливаном. Правый край бунгало упирался в останки финикийской крепости, за которой проводили отпуск, охраняя протянувшуюся на 10 км цепь бунгал, ребята из "Хесбаллы". Кстати, двое из шести знали русский и были очень милые, хотя и озорные. Первая фраза, которой они меня научили по-арабски, звучала так: "Беникка ля Буш, беникка ля Шарон". Переводить не стоит - не политкорректно. Так вот, это бунгало состояло из гостевой комнаты, спальни с кроватями, как в советском пансионате, кухни, санузла с душем но без горячей воды (в июле она и не требовалась). Повторю, что главный кайф этого бунгало - оно располагалась почти на самой кромке моря! Но и это не главное. Чтобы понять уровень цен в Сирии, оцените факт: шесть дней проживания в бунгало мне обошлось в 11 долларов. Правда, без питания, но и это пустяк - у ребят из "Хесбаллы" я брал велосипед и за 20 минут доезжал до Тартуза. Покупал всё, что душе угодно, по ценам, которые в рубли я перевести так и не смог - сущие копейки. Единственный минус - спиртного не было даже из-под полы.
***
В Сирийском порту Тартуз располагается наша единственная за рубежом военно-морская база, Сирия не в долг, а за настоящий расчёт с предоплатой закупает наши вооружения, сирийские военные, полицейские, врачи, инженеры учатся в российских (раньше в советских) ВУЗах. Русский язык в Сирии на третьем месте по развитию после двух государственных языков (арабского и французского). Русский язык более престижен в Сирии, чем английский и немецкий!
Оттого и трогают за живое дурные новости из Сирии, оттого редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» и решила разместить здесь и сейчас эту статью. И статья эта не о политике, не о мировых заговорах. Это записки путешественника, который провёл в Сирии почти месяц, изъездив страну с севера на юг и с запада на восток: Деризор, Пальмира, Хомс, Хама, Баньян, Латакия, Тартуз, Алеппо, Дамаск… Получились обычные, непритязательные, честные и очень душевные воспоминания…
Как увидел главный редактор ИА «Эхо СЕВЕРА» в 2002 году Сирию, как прочувствовал её, так и написал.
***
… Сирия, как девушка из восточной деревни, дикая, шарахается от людей, потрогаешь – укусит. Но если полюбит, то полюбит. Да так, что засосет всего… с головой. Не отпустит, измочалит страстью необузданная восточная девушка Сирия. Она еще в чадре. Лица не видно. Но стоит просто подбодрить, просто вглядеться, и оно открывается – удивительно приветливое, красивое, одухотворенное. ТВ-пропаганда рисует нам нетуристический Восток мрачным, со всякими, как говорит г-н Буш, осями зла, хесбуллами, шахидами и прочим. На самом деле Восток – это прекрасно!
Дамаск
Честно говоря, я думал, что Дамаск – это что-то типа Каира или Стамбула. Каменный мешок, напичканный алчными, грязными людьми. С обилием облепленных туристами исторических развалин. Но что-то непостижимое тянуло меня в этот город. Самую древнюю столицу мира.
Дамаск встретил меня утренней прохладой. И, постепенно нагреваясь палящим сирийским солнцем, он открывался передо мною, показывая свое лицо - лицо Востока. Доброе, теплое, гостеприимное. Это настоящий ВОСТО(рг)К! Город, который строился веками, одна цивилизация на другой. Удивительная веротерпимость - рядом с национальным музеем, в котором подбитые израильские самолёты, располагается синагога. Синагога стоит стена к стене с мечетью, а мечеть - стена к стене с храмом греческой отрдоксальной церкви!
Усатые, смуглые арабы лишь на первый взгляд суровы. Но вот ты улыбаешься и получаешь в ответ улыбку, море... Сирия - как девушка из интереса, приветливости, гостеприимства. «Салям алейкум - велькам». Здесь все тебе рады.
И что самое интересное, им никому от тебя ничего не надо. Они просто узнают, что ты из России, и наперебой начинают делать приятное. Чего-то приветливо лопочут, показывают, угощают. Дарят. Из толпы вдруг появляется человек, говорящий или по-английски, или по-русски (многие сирийцы, особенно инженеры, военные и врачи, учились в России).
***
Я остановился в гостинице «с одной звездой», но это ерунда. У меня под кроватью жила ящерица, а в ванной - местный таракан размером с ту ящерицу, но исключительно добрый. На него не поднялась рука (или нога) даже соседей-американцев, которые поехали за острыми ощущениями и боялись даже собственной тени - они ездили на автомобиле посольства и исключительно по местам, предписанным ГосДепом. И каждое утро на завтраке, состоящем из арабского чая и халвы, они пытались предостеречь меня от посещения мест, находящихся вдали от дипломатических представительств - то есть за пределы центра Дамаска они мне ходить не рекомендовали. Я им советовал больше халвы кушать, она мозги активизирует, и учить русский язык. Ибо в Сирии действительно за трындёжь по-английски могут неласково встретить. А уж если ты заговорил по-русски, ты ДРУГ! Сирия - единственная страна мира, где настоящая гордость обуревает за то, что ты русский!
Уже под конец первого дня пребывания в чудесной Сирии я понял, что в жизни ничего не видел и не жил. Какая безумная архитектура, мрачность, задумчивость! И все это соседствует с возвышенным, легким, танцевальным.
Мечеть Оммеядов
Её построили в честь Салах-эд-Дина. Это он объединил арабов и дошел до Периней, покорив Испанию.
Его, конечно, святым не называют, ибо только Аллах свят, и пророк его Мухаммед достоен поклонения. Но Салах-эд-Дина почитают как героя. Рядом с мечетью - мавзолей. Мусульмане ведь нормальные люди, поэтому они не выставляют мертвого человека напоказ, его мощи и так далее. В мавзолее - два ящика, обтянутые зеленой материей и исписанный арабской вязью. Наверху – чалма. Наверное, самого Салах-эт-Дина. А может, не его. Но все верят, что его...
Ему не молятся. Люди просто стоят в молчании, думают. Я тоже задумался. Удивительно - ничего в голову не лезло! В голове возникла поразительная пустота, как будто разум прочистился, девственным стал.
Но вернемся к мечети Омейядов! Огромная, торжественная и суровая. При входе, сняв обувь, оказываешься на большой мраморной площади. Пока взрослые молятся и слушают имама, во дворе бегают дети. В самой главной мечети Дамаска я час глядел на минарет – безумно красивый и торжественный. Он завораживает, как кобра. Слушал, слушал печальную и заунывную, великолепную и витиеватую песнь муэдзина.
***
Главный минарет величествен, строен и горд. Смотришь на него снизу - птицы кружат, много птиц, очень много. Птичьи крики заполняют пространство, пока молчат муэдзины. А рядом со мной, внизу, детишки невинно играют в футбол, забивая голы в ворота мечети - нерабочие ворота. Никто их не гоняет - мол, пусть арабчонки играют здесь, к Аллаху ближе. Взрослые сидят и смотрят на минарет. Ждут: сейчас башня споет. Птицы разом разлетаются. На башне включается зеленый свет, и она оживает. Все вокруг заполняет голос - немолодой, слегка хрипловатый, как со старой пластинки, он выводит витиеватую мелодию. Обволакивает, кружит, забирается в мозг, под корку. Ласкает мозги - волосы даже шевелятся.
Не замолкай, башня, пой! Но поет она не больше трех сур Корана и замолкает. Лампочка гаснет, и вновь тишина. Возвращаются птицы, дети играют в футбол, солдаты уныло бредут, женщины кротко откусывают шаурму. Молодой шахид поднимается с колен... Можно идти.
***
Я объехал почти всю эту замечательную Сирию. Был в Дамаске, в древней Пальмире, сопернице Рима на Востоке, в центральной Сирии (городе Хомс), на лазурного цвета море, где есть все - и гладкий песочек, и скалы. И в Дер-и-Зоре был, что на берегу Евфрата, на самой границе с Ираком. И могу сказать прямо, со знанием дела: Сирия прекрасна, чиста и красива! Прекрасна даже пустыня. Уже после трехчасового пребывания в ее безжизненном пространстве различаешь оттенки, и она начинает манить и притягивать.
Да, она дикая, но тем и интереснее. В Египте в Карнакском храме вы просто не ощущаете древности, потому что туда как мухи слетелись туристы. А в сирийской Пальмире - звенящая пустота. Только вы и древность. Замок крестоносцев «Краз-де-Шевалье» - то же самое. Вы и древность. Вам и вашим фантазиям никто не мешает. Да, в Сирии портреты их молодого президента на каждом шагу, на каждой стене. Но это не мешает, это же прекрасно, когда народ неистово и искренне любит своего руководителя.
***
В Сирии вам абсолютно нечего бояться. Там напрочь отсутствуют криминал и воровство. Если вы прибыли с хорошими намерениями, к вам отнесутся с радушием. Главное - соблюдать тот минимум приличий, который требуется. Не щупайте девушек, не плюйте на пол, не пытайтесь делать то, что неприятно вам самому и... улыбайтесь, улыбайтесь. В Сирию надо ехать не за удовольствиями, а за созерцанием, за погружением в древность и восточные традиции. При этом в Сирии вы получите и впечатления, и ласковое теплое море, и скалистый берег, и запах пряностей, и друзей, много друзей, 10 миллионов... Каждый житель Сирии рад вам, особенно если вы из России. Кстати, Сирия - очень дешевая страна. Огромных размеров шаурма стоит полдоллара, литр бензина — полдоллара, огромных размеров кружка свежевыжатого сока - полдоллара. А вы говорите: «дикая». Нет, она добрая и неизвестная - моя новая знакомая девушка Сирия.
P.S.
Как я попал в Сирию. Просто очень захотел поехать туда, где мало кто бывал. Но денег было в обрез – на экзотику явно не хватало. А про Сирию я знал, что в стране цены даже для россиян смешные. Откуда знал? В военном училище, где я учился, был иностранный факультет, где треть обучающихся была сирийцы. Из общения с ними я много узнал про эту чудесную страну…
Первое. Позвонил в сирийское посольство в Москве, спросил, как получить визу. Оказалось - проще простого: прилетаешь в Дамаск, тебе клеят марку в загранпаспорт, заполняешь миграционную простейшую карту и… Мирхаба, Сурия. Салам Алейкум, Дамаскус! Ограничения только для незамужних девушек и для людей, имеющих в ныне действующем (!) загранпаспорте отметку о посещении Государства Израиль с эмблемой в виде «звезды Давида» и надписью на иврите.
Второе. Я пошёл в архангельское отделение ЦАВС (Центральное Агентство Воздушных Сообщений) и за сумму, эквивалентную $250, взял авиабилет эконом-класса на рейс а/к «Аэрофлот» Москва-Бейрут-Дамаск. Причём $250 – это было ТУДА и ОБРАТНО.
Поменял рубли на $, чтобы в Дамаске поменять их на сирийские лиры. Жил в Сирии почти месяц, и мне хватило $400 при том, что я летел «дикарём», то есть имея в кармане только авиабилет. Отели класса 1* (и лишь один раз в Латакии я расшиковался на 2*), переезды, хавчик – всё это входило в эту сумму.
***
Рейс на Дамаск предполагал посадку в Бейруте. Из здания аэропорта чудно видна, как на ладони, вся ливанская столица. Это очень удобно, потому что город расположен в виде амфитеатра, а в самом центре его - аэропорт. Когда лайнер вновь поднялся в небо, было видно, как Бейрут сверкает и искрится огнями дискотек, клубов и прочих увеселений, присущих «восточному Парижу».
Полёт Бейрут-Дамаск длился недолго - полчаса: наш "ТУ-154" всего лишь обогнул гору, ни минуты не летя на набранной высоте. То есть мы поворачивая поднялись и так же поворачиваясь начали снижение!
Итак, уже через полчаса самолет стал снижаться над Дамаском, который, в отличие от Бейрута, обозначали только зеленые лампочки мечетей, потому что в любом маленьком квартальчике этого города обязательно есть своя маленькая мечеть.
Фоторепортаж из Сирии смотрите здесь: http://www.echosevera.ru/foto/93/
Уважаемые читатели! Прошу простить меня за не самое лучшее качество представленных вам фото. Дело в том, что когда я ездил в Сирию, на дворе был 2002-й год. тогда цифровые фотоаппараты с зеркалкой если и были в России, то исключительно у избранных. Короче, очень жаль, но я в эту прекрасную страну ездил с "плёночной мыльницей". Снимки проявлял в Сирии - невтерпёж было. Фотографии отчасти даже чуть выцвели...