Тихие металлисты
Среди легенд отечественного рока группа «Облачный край» занимает место особое. Одной из их главных отличительных особенностей была способность умело соединить воедино скорость и жёсткость западного хард-рока с мелодичностью русских народных песен. «Облачный край» никогда не показывали по телевидению, они не снимали клипов, не устраивали масштабных гастролей и не имели собственного успешного продюсера. Однако это не помешало их песням «Мой Афганистан», «Русская народная», «Союз композиторов», «Грустная история» стать подлинной классикой андеграундного тяжелого рока, несмотря на то, что большинство слушателей даже не догадывалось о том, кто исполняет эти эпохальные шедевры.
Хард-рок группа «Облачный край» из Архангельска была создана в 1978-м году и вплоть до 1982-го года носила говорящее название «Мёртвые Уши» и даже успела оставить после себя две магнитофонные записи.
«Я двигался на ощупь»
Идеологом, автором музыки и текстов и звукоинженером «Облачного края» был гитарист Сергей Богаев. Прилагая максимум усилий к своей музыкальной работе, он пытался на студийных записях добиться такого же звука, который он слышал на любимых пластинках «Deep Purple» и «Slade». Благодаря своему упорству и волевому характеру Богаев медленно но верно начал двигаться к поставленной цели, какой бы далекой она ни казалась. Будучи электриком по образованию, он сам собрал и усовершенствовал все инструменты и саунд-эффекты, необходимые для дальнейшей студийной работы.
— Я двигался на ощупь: экспериментировал, в каком месте и как поставить микрофоны, как выставлять уровень записи, — вспоминает Богаев в одном из своих немногих интервью. — Я сидел в студии сутками, изводя километры пленки. Никто меня не подгонял, времени было навалом — сиди себе и пиши.
Имея в своём более чем скромном арсенале электрогитару «Урал», самодельный бас, детские клавишные, акустическую гитару и пару пионерских барабанов, группа сменила название «Мёртвые уши» на более благозвучное и величественное «Облачный край» и вскоре обрела свой собственный фирменный звук и стиль.
Начало
Первые альбомы «Облачного края» были записаны Богаевым вместе с вокалистом и барабанщиком Олегом и клавишником Николаем Лысковским, который в ту пору с большим трудом заканчивал среднюю школу. Все трое музыкантов были соседями по подъезду, а двое и вовсе жили на одной лестничной площадке. В непростое для страны время запретов на выступления любого мало-мальски неформатного ансамбля музыканты поступили мудро, обратившись к записи магнитоальбомов как к единственному способу донести свои мысли и чувства до максимально широкой аудитории. Плёнки и кассеты с записями расходились по всей стране, связывая между собой музыкантов и слушателей в разных городах.
Альбомы группы записывались последовательным наложением инструментов путём переписывания с одного магнитофона другой. Вначале фиксировались гитара, барабаны и клавиши, затем бас и далее партии соло-гитары. Последним записывался вокал Олега Рауткина.
Первая полноценная работа группы получила название «Тайны леса» («Облачный край-I») и была записана, как, впрочем, и многие их последующие работы, в радиоузле Дома культуры судоремонтного завода «Красная кузница». «Облачный край» уже тогда исполняли жёсткий но мелодичный хард-рок в духе «Deep Purple» с несгибаемым напором и сумасшедшей энергетикой. В большинстве композиций сквозила присущая простому русскому человеку лихость и удаль, а тексты имели сатирическую направленность, высмеивающие совковый мир «обмана и жлобства». Этот альбомом «Облачного Края» до глубины души поразил музыкантов легендарного «Аквариума», которые в ту пору приехали на гастроли в Архангельск вместе со своим благодетелем — знаменитым в будущем продюсером и звукорежжиром Андреем Тропилло своей самобытностью и нестандартным подходом к записи материала. Они долго не могли прийти в себя от услышанного и поверить, что это записано на отечественной аппаратуре.
Архангельский тяжеляк!
После гастролей БГ и сотоварищей легенда об архангельских тяжеловесах — очень быстро распространилась по стране. Не без помощи тех же ленинградских корифеев ранние альбомы «Сельхозрок», «Великая гармония» и «Х... я самодеятельность» вырываются далеко за пределы Архангельска. А московский рок-журнал «Ухо» в конце 83‑го года написал в адрес группы немало лестных слов, назвав музыкантов наряду с уфимскими «ДДТ» одной из самых энергичных и актуальных рок-банд страны, у которой следует поучиться многим столичным ансамблям. В январе 1984-го года, в сложнейших условиях записав альбом «Вершина идиотизма», Сергей Богаев по приглашению Андрея Тропилло решает уехать в Ленинград. На этом моменте кончается архангельский период рок-группы «Облачный Край», который оставил за собой пять выдающихся работ, записанных на убогих советских магнитофонах с применением самодельных примочек и спецэффектов.
Борис Говоруха специально для ИА «Эхо Севера»
ИСТОЧНИКИ:
- 100 магнитоальбомов советского рока.
- Официальный сайт группы «Облачный край» http://www.ok-mrock.ru/discs/ok2010
- Бурлака. Кто есть кто в советском роке
- Блог Алексея Вишни http://polittechno.livejournal.com/863545.html
- Троицкий А. Рок-музыка в СССР.