«...На вершине одного из ближайших холмов возвышаются церкви Турчасовского прихода, а у подошвы его, на пространстве около 8-ми верст, раскинуто до сорока деревенек, перемежающихся пахотными полями и сенокосами. Вообще, это одна из лучших местностей Онежского уезда, как для хлебопашества, так и для скотоводства. Жители зажиточны, и многие из них отлучаются для заработков в С.-Петербург. Лесная промышленность также нечужда им, а в старину занимались они и вываркою соли. Остатки соляных колодезей видны и по ныне».
(«Архангельские губернские ведомости». 1852 г., № 26).
Монахи и миряне
Турчасовский приход постоянно встречается в документах с XV-XVI вв. Колонизацию Севера русскими осуществляли как крестьяне, так и монахи, желавшие уйти в «пустынное место». В ранние годы существования села и турчасовского прихода причт составляли в основном монахи, которые жили за оградой монастыря, отдельно от мира. Согласно турчасовскому синодику, первыми священниками и духовными отцами были иеромонахи Дионисий, Пимен, Арсений, Фирс. Сам уклад прихода был строг, подобно тому как это было в северных монастырях.
С XVII века Турчасовский приход относится к Соловецкому монастырю. Богатая обитель отстраивала разорённые после нашествий иноземцев храмы погоста. В честь соловецкого Спасо-Преображенского собора был назван и главный храм Турчасова.
Спасо-Преображенская была возведена на месте древней Никольской церкви (осв. 1647 г.). Благовещенский храм был закончен к 1684-му году. В этой церкви хранилась почитаемая икона Благовещения пресвятой Богородицы. Как гласит предание, она написана преподобным Антонием Сийским. Храмы турчасовского погоста простояли недолго: опустошительный пожар 1776-го г. уничтожил их все. Знаменитый турчасовский тройник был, однако, полностью и в тех же пропорциях восстановлен. К этому времени в Турчасове уже служат белые священники. Сегодня ансамбль в целом неплохо сохранился.
Как возрождали турчасовский погост
История возрождения храмов погоста и дальнейшего их сохранения — долгая и непростая, длилась она четверть века. Перед началом работы велась длительная продолжительная переписка с официальными инстанциями. Но желание людей восстановить свои храмы было сильнее проволочек, и уже в 1786-м был освящён восстановленный Преображенский храм, звонницу завершили к 1793-му, а вот церковь Благовещения была закончена лишь в 1795-м году. ...Ансамбль был завершён. Но в отличие от старого турчасовского погоста, его преемник, возродившийся как птица Феникс буквально из пепла, оказался гораздо более цельным и гармоничным. Исчезла церковная ограда, избы погоста отодвинулись от храмов «тройника», и он, стоящий на высоком и «весёлом», красивом месте, обрёл подлинно новый облик.
Высокие — более 40 метров — храмы погоста и 50-метровая колокольня монументальны и величавы. Интересно и то, что эти храмы, построенные в самом конце XVIII века, на закате деревянного зодчества, воплощают все лучшие приёмы зодчества древнерусского. Тем они ценне+е для нас сегодня. Однако в XIX веке храмы погоста не избежали переделок, характерных для того времени. Срубы закрывали тёсом и красили на манер каменных церквей, и пропадало какое-то очарование бревенчатых срубов, которым будут восхищаться уже через несколько лет. Рука Синода с его предписаниями и решениями «под одну гребёнку» дотянулась и до Онеги; но уже вскоре архитекторы-реставраторы, художники, учёные заметят храмы Севера, начнётся «возвращение к народу» и его искусству. В 1896-м году архитекторы спасли Благовещенскую церковь, которую хотели полностью перестроить.
Об отношении к старине
А десять лет спустя новое отношение к старине проявилось в реставрации звонниц: «Интерес к новизне, к дешевке и практичности во что бы то ни стало, при отсутствии представления об истинной красоте, без разумного влияния извне и породили стремление к разрушению старого, когда тем достигалось созидание нового...» (Каретников А.А. Судьба старого церковного зодчества в Архангельской губернии. // «Известия АОИРС»,1909, № 4).
Как и везде в онежских краях, помимо погостов важную роль в жизни людей играли часовни. Туда они могли зайти и помолиться в любое время, даже когда храмы были закрыты, или путь к ним преграждали погодные условия. Знаменитые кенозерские часовни, сохраняемые в одноимённом национальном парке, — подлинные духовные центры небольших деревень. Турчасовский приход насчитывал шесть таких часовен; в наши дни мы можем увидеть лишь одну из них — это Георгиевская часовня в селе Нермужи (1779).
Не так давно жители Турчасова организовали общину вокруг своей церкви и своими силами ведут работу по возрождению Спасо-Преображенского храма. Конечная цель проста: возродить приход и молитвенную жизнь в селе и его окрестностях. Но ансамбль в Турчасове — памятник федерального значения, и всякие ремонтные работы нужно согласовывать со специалистами. А это немалые средства. И без помощи местных властей и властей областных будет непросто.
...Это лето было жарким — храм Турчасова уцелел. А вот полвека назад, в 1964 году, огнём был уничтожен Благовещенский храм. Но, быть может, ещё увидим мы отражающийся в водах Онеги турчасовский тройник?