В Архангельск пришла пора корпоративов, народ постепенно отбивается от рук, работать нет никакого желания. Театралы — не исключение, однако для них новогодняя пора — самое загруженное время. Артисты Драмтеатра тоже имеют право на гражданский отдых, поэтому руководство каждый год совмещает приятное с полезным — в этот раз пройдёт серия спектаклей «Тост за Новый год». 

Синопсис представления следующий: 

«Вместе со зрителем мы окунемся в новогоднюю ночь и познакомимся с главными гостями застолья — праздничными напитками. Шампанское расскажет, как за столько лет оно не выдохлось, Коньяк даст мастер-класс по новогодним поздравлениям, а Поморский бальзам поделится, почему его никогда не зовут на праздник…»

Далее идёт скромная приписка «Работает буфет». 

Иными словами, за каких-то 2 тысячи рублей у зрителей будет возможность высокодуховно бухнуть с труппой. Казалось бы, милое мероприятие, где все в плюсе: публика пропустит стаканчик-другой с кем-то вроде местных знаменитостей, актеры вроде и денег театру заработают, и сами отдохнут на не сильно сложном спектакле. 

Данная постановка идёт вразрез с позицией Самодова по алкоголизму в коллективе Театра кукол, но, видимо, в главном храме культуры Архангельска к алкоголю относятся попроще, а коллектив пьянствует меньше (или нет?). 

Мы же заглянем за кулисы, а именно в бухгалтерию «Тоста за Новый год», которая, оказывается, гораздо интересней самого представления. 

Начнем с того, что мероприятие сие не бесплатное. За 6 спектаклей бюджетное учреждение (театр) заплатит единственному исполнителю 560 тысяч 400 рублей. Этот факт настораживает сразу: представления пройдут в Драмтеатре, играют в них актрисы Драмтеатра Нина Няникова, Мария Беднарчик, Мария Новикова, Татьяна Сердотецкая, Екатерина Калинина, каждая из них есть на сайте в разделе «Труппа»

Это всё равно, что пожарная часть будет перенанимать пожарных у ИП для тушения пожара.

За что платить третьему юридическому лицу?

С ответом на этот вопрос поможет портал госзакупок. Там договор выложен полностью и это просто прекрасный документ. 

Во-первых, директор Архдрамы Самодов в своем стиле обосновывает невозможность выбора иного подрядчика: «Многолетний опыт работы Исполнителя в данной сфере услуг, определяющий результативность и эффективность исполнения учреждением своих целей и задач в дальнейшем, высочайший уровень мастерства и профессионализм Исполнителя».

Во-вторых, цена контракта сформирована «с учетом ранее заключенных договоров по выполнению аналогичных услуг». Заходим в описание спектакля на сайте Драмтеатра, видим слово «Премьера!», думаем, когда исполнитель успел наработать опыт в предоставлении аналогичных услуг. 

Что же это за чудо-исполнитель, которого пишут исключительно с заглавной буквы? Договор подписан с ИП Артёмом Илатовским. 

В Архангельске, да и во всей России, есть лишь один предприниматель с таким именем и, согласно базе «Контур.Фокус», занимается он сценической аппаратурой и светом. В прошлом году он поставлял оборудование в архангельский штаб трудовых отрядов почти на миллион рублей, но никаких контрактов, связанных с проведением спектаклей там нет. Страница Илатовского в соцсетях говорит о том, что он участвовал в организации дня рождения Ксении Фроловой, но театральными успехами он также не делится. 

Однако авторы текста договора считают иначе. 

«По настоящему договору Исполнитель обязуется оказать услуги по организации и проведению театрализованной постановки „ТОСТ ЗА НОВЫЙ ГОД“ в Архангельском театре драмы имени М. В. Ломоносова».

Следующий пункт противоречит вышенаписанному:

«Театр обязуется осуществить все необходимые организационные действия для проведения Мероприятия, в том числе технические, информационно-рекламные и иные».

Далее приводим условия контракта, которые наводят на нехорошие мысли:

«Театр обязуется оплачивать проведение всех рекламно-информационных мероприятий за свой счёт».

«Исполнитель предоставляет Театру право на использование имени, образа, характерных черт, личных (биографических) данных артистов коллектива, а также других рекламных материалов, переданных Исполнителем Театру в связи с настоящим Договором. Театр понимает и соглашается, что любое возможное использование имени, образа, характерных черт, личных (биографических) данных артистов коллектива и других рекламных материалов должно быть согласовано с Исполнителем».

«Исполнитель обязуется предоставить Театру эксклюзивное право на фото и видеосъемку, а также аудиозапись Мероприятия».

«Театр обязуется предоставить площадку и имеющееся в распоряжении техническое оборудование для подготовки к Мероприятию, проведения Мероприятия, в том числе помещение зрительного зала, основной сцены, фойе первого этажа, гримерные и туалетные комнаты; обеспечить технико-эксплуатационное обслуживание Мероприятия (работу гардероба, контрольно-пропускного режима, пожарных служб, коммунальных сетей, уборку территории и помещений непосредственно до и после Мероприятия), обеспечить безопасность и нормативные условия эксплуатации здания театра, обеспечить наличие охраны во время проведения мероприятия в здании театра».

«Театр обязуется своими силами и за свой счёт организовать реализацию билетов на Мероприятие по ценам, установленным Театром. Доходы от реализации билетов остаются в распоряжении Театра».

Проект договора

А теперь перевод с юридического на русский. 

Спектакль на площадке Драмтеатра, использоваться в нём будет техническое оборудование Драмтеатра, гостей обслужит персонал Драмтеатра, на сцену выйдут артисты Драмтеатра (но права на них есть почему-то у ИП Илатовского), рекламирует представление тоже Драмтеатр за свои деньги, билеты можно купить также в кассах или на сайте Драмтеатра. 

Из данных фактов напрашивается один вывод — это спектакль Драмтеатра, но больше полумиллиона зачем-то платятся ИП Илатовскому.

Что это, если не схематоз, причем довольно древний? В начале 2000-х к таким загогулинам обычно прибегали, чтобы уйти от НДФЛ и страховых взносов. В лексиконе бизнесменов тех лет также было слово «обнал». Если кто забыл, обнал — это превращение через третьих лиц средств какого-либо бюджета в хрустящие частные банкноты.

Интересно, а органы ОБЭП и ПК ещё существуют? Наверняка данный факт должен заинтересовать и УФНС.

Впрочем, затраты на нечеловеческий труд ИП Илатовского Драмтеатр уже отбил: все 704 билета проданы, если каждый стоил 2 тысячи, то учреждение заработало 1 408 000 рублей. 

Но это ещё не все затраты на «Тост за Новый год». Дополнительно театр потратит 297 тысяч рублей на кейтеринг. К сожалению, в публичном доступе нет данных о том, чем конкретно будут кормить-поить зрителей, зато известен исполнитель — ООО «Концепция». Данная организация располагается на Поморской, 40. Там же работает бар «Jam!», поэтому можно предположить, что обслуживать публику будут сотрудники именно этого заведения. Отметим, что у «Концепции», похоже, не хватает людей для исполнения контракта. Сейчас они ищут барменов в буфеты Театров драмы и кукол. 

Название спектакля предполагает наличие в бокалах зрителей алкогольных напитков, но, если Самодов не захочет нарушать закон, то людям придется баловаться детским шампанским. 

Дело в том, что у ООО «Концепция» ещё в октябре закончилась лицензия на торговлю алкогольной продукцией. В базе «Контур.Фокус» нет данных о её продлении.

В этой связи не лишним будет обратиться к господам полицейским и прочим борцам против торговли левым спиртным. Если есть желание получить поощрение перед Новым годом, то можно наведаться на праздник к Самодову с инспекцией. «Маски-шоу» устраивать не обязательно, но тогда зрители лишатся самых ярких ощущений в уходящем году. 

***

Будь этот спектакль бесплатным для публики, имей он хоть какую-то социальную составляющую (например, все деньги с билетов, купленных пьющим бомондом, пошли бы на благотворительность и помощь нуждающимся), то разве мы бы обратили внимание на подобное мероприятие? Однако, подобное проворачивают перед праздниками, когда у всех проверяющих глаза смотрят на календарь, а не в документы. «Тост за Новый год» не несёт в себе ничего полезного, только тешит и без того раздутое самомнение директора театра.