Мероприятие, честно признаться, обещало быть томным. Отчёты, цифры, доклады мандатной комиссии — сухая канцелярщина, от которой мухи дохнут на лету. Однако, как в хорошей пьесе, самое интересное драматург (в данном случае — сама жизнь) припас на финал. Ведь, как известно, председатель СТД избирается раз в пятилетку, и в этот раз интрига закручивалась нешуточная.

На ринге сошлись два тяжеловеса: действующий председатель Наталья Малевинская, идущая на перевыборы, и Сергей Самодов, идущий, как ему казалось, к очередной победе. Каждому было отведено 15 минут. Четверть часа, чтобы доказать, что именно ты — тот мессия, который нужен театральному сообществу.

Наталья Викторовна выступила первой. И, надо отдать ей должное, это было выступление человека, уважающего и себя, и коллег. Она заметно волновалась — и это нормально, живая эмоция всегда ценнее каменного лица. Она не строила воздушных замков, просто и профессионально рассказала о планах. Но главное — она ни разу не опустилась до уровня базарной перепалки, хотя, видит Бог, поводов для этого её оппонент предоставил с лихвой.

А затем на сцену вышел Он. Сергей Александрович Самодов. И вот тут начался настоящий фурор. Кажется, термин «САМОДОВЩИНА», метко придуманный и запущенный в народ нашим главредом Азовским, после этого вечера перестанет быть просто мемом. Он станет (будем надеяться, в назидательном смысле) мифологическим монстром, которого подхватили все новостные паблики. Спасибо вам, Сергей Саныч, за контент!

Свое выступление наш «эффективный менеджер» начал, разумеется, с любимой арии — гимна самому себе. Мы снова услышали душещипательную историю о великом кризис-менеджере, который вытаскивает театры из, простите, глубокой *опы.

Эту мантру мы выучили наизусть на каждом его публичном появлении. Пластинка заезжена, Сергей Саныч, смените диджея.

Далее градус пафоса только повышался. Оказывается, на наш театр драмы (под его чутким руководством, естественно) ориентируется большинство театров страны. Заявление сильное, уровня «Нью-Васюки — шахматная столица мира». Надеемся, театры страны об этом знают.

Особая гордость кандидата — статистика. Драмтеатр, по его словам, один из «самых играющих» в стране. И вот тут культурный смотритель, как простая челядь, позволил себе усомниться.

Театр — это не завод по производству гаек, где важен вал. Театр — это, прежде всего, качество. Гордиться тем, что вы превратили храм искусства в конвейер — ну, такое себе достижение.

Но кто мы такие, чтобы судить титанов?

Самым же комичным моментом стала оговорка по Фрейду, которая, как говорится, налицо. Расписывая свои подвиги, Сергей Саныч заявил, что недавно возглавил… театр драмы. Хотя речь шла о театре кукол. Зал замер.

Видимо, в голове у менеджера все театры уже слились в одну безликую массу под брендом «Империя Самодова». Пришлось нам, зрителям, мысленно вытереться салфеткой и слушать дальше.

Но если оговорка вызвала смех, то следующий выпад вызвал шок. Помните, я говорил, что Наталья Викторовна волновалась? В какой-то момент она запнулась на сложном слове. И что делает наш рыцарь без страха и упрека, любитель поговорить об этике и высокой морали? Он начинает свою речь с публичного унижения оппонента: «Слово, которое, к сожалению, не смогла выговорить Наталья Викторовна — коммуникативный…».

Браво, Сергей Саныч! Унизить женщину, коллегу, человека старше себя, воспользовавшись её волнением — это поступок настоящего мужчины. Зал ахнул. В этот момент наш доморощенный Левиафан пал так низко, что снизу уже даже не стучали.

Дальше — больше. Кандидат заикнулся, что пост председателя СТД — это не узурпация власти одним человеком. Ха-ха. Слышать это от человека, который подминает под себя всё живое в радиусе километра, было верхом цинизма. Мы всё поняли: это не узурпация, это «другое».

Не обошлось и без откровенного вранья. Самодов решил разыграть карту «защитника угнетенных» и поведал историю о том, как бывшего актера Театра Панова якобы заставили отказаться от участия в спектакле Драмтеатра. Красивая драма, если бы не одно «но». В зале присутствовала Анастасия Панова-Малевинская, которая публично, с фактами на руках, освистала эту ложь и поставила фантазера на место. Неловко вышло.

Но контрольный выстрел в репутацию Самодова сделал не актер, а политик. Сергей Саныч очень любит козырять своим депутатским мандатом. Мол, я власть, я решаю.

Прикол в том, что в зале сидел настоящий депутат Владислав Смелов. Он взял слово и, как говорится, «проехался» по коллеге асфальтоукладчиком. — Что же вы, Сергей Саныч, — спросил Смелов, — НИ НА ОДНОМ собрании не заступились за культуру? Не легли костьми, не выбивали бюджеты, а только сидели и тихонечко смотрели в телефончик?

Шах и мат. Образ радетеля за культуру рассыпался в прах. Оказалось, что «телефончик» важнее судьбы театров. После этого спича зал, состоящий из членов СТД, окончательно охладел к претенденту.

Настало время голосования. Члены союза потянулись к урне, бросая свои бюллетени в жерло этого вулкана.

Подсчет был недолгим, но показательным. Итог: Сергей Самодов оказался первым… с конца. Счёт разгромный, как в матче «Аргентина — Ямайка», только хуже. 54 голоса — за Наталью Малевинскую.9 голосов — за Сергея Самодова.

Причем, зная амбиции Сергея Саныча, один голос он, вероятно, отдал сам за себя. Так что, по факту — 8. Восемь человек из всего театрального сообщества поверили в «САМОДОВЩИНУ». Это фиаско, братан.

Впрочем, надо отдать должное прозорливости проигравшего. Видимо, чувствуя, куда дует ветер (а дул он прямо в лицо), Самодов в своей речи бросил фразу: «Даже если меня не изберут — МЕНЯ УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ».

Звучит как угроза злодея из комиксов, который улетает на вертолете, обещая вернуться.

И вот тут, заканчивая наш репортаж, хотелось бы обратиться к Министерству культуры. Друзья, может, пора поставить заслон?

54 против 9 — это не просто цифры. Это глас народа. Театральное сообщество сказало свое твердое «нет» тотальной монополизации, хамству и превращению культуры Архангельска в личную вотчину одного человека.

Ариведерчи.