Едва утихли споры по поводу установленной в новом парке «Добро» гигантской серо-зловещей «Птицы счастья», как рядом появилось ещё одно изваяние: зеленоватый Робинзон Крузо.

Стоит отметить, что идея увековечить культового персонажа романа Даниеля Дефо в Архангельске появилась ещё в 90-х, затем к ней вернулись в середине нулевых, но благополучно позабыли. В 2014 году тогдашний губернатор Орлов снова заявил о том, что идея хорошая, но только сейчас Робинзон появился-таки в Архангельске. Правда, не в том месте, где планировалось изначально — у «Пур-Наволока» — а напротив САФУ.
Как Робинзон связан с Архангельском, спросите вы? Во второй части романа он действительно бывал в столице Поморья летом 1695 года. Этому посвящена всего одна страница романа, но даже она позволила историкам предполагать, где конкретно тусил Робинзон, и что он здесь делал (на всякий случай ещё раз напомним, что это вымышленный персонаж).
Так, историк Ружников расписывает, что Робинзон снял номер в новом отеле с видом на Северную Двину, любовался на невиданные ранее для него вещи: канализацию и водопровод, смотрел на козочек и выпивал в кабаке с голландцами.
Как к таким выводам пришёл Ружников — можно лишь гадать. Всё равно никто обратного не докажет.
Думается, Робинзон Крузо всё-таки не самый плохой выбор для скульптуры. Но само изваяние, как и соседская птица счастья, вызывает вопросы.
Автором его стал Сергей Сюхин, который прокомментировал:
«Робинзон Крузо — один из любимых литературных персонажей детства. Это романтик мирового масштаба, и он жил в гармонии с природой. В наше время напоминание об этом считаю важным. Именно поэтому я выбрал классическую зеленоватую патинировку для скульптуры. А еще — чтобы отправить всех нас в путешествие в XVII век».
По ощущению редакции, Сюхин вышел в тираж, творчество превратилось в промысел. Ранее мы уже обращали внимание на вторичность его соломбальских мальчишек. Впрочем, лучшие работы маэстро уже явил свету и что-то новое придумывать элементарно сложно.
Робинзон вышесказанное подтвердил.
Во-первых, как нам видится, скульптура сделана весьма грубо, особенно борода.
Во-вторых, внешний вид Робинзона с одной стороны — классический, с другой — в такой одежде он выживал на острове, и даже для провинциального Архангельска явно накинул бы что-нибудь поприличнее. В общем, аутентичности не хватает.
В-третьих, рука у Робинзона, как и на других скульптурах Сюхина, вытянута вперёд. На визитную карточку маэстро это явно не тянет, скорее подтверждает тезис о том, что художник «изваялся».

Надеемся, что Сергей Никандрович, если прочитает это, не обидится: мы нисколько не умаляем его заслуг.
Но вернёмся к парку и его наполнению. Казалось бы, концепция общественной территории с таким светлым названием — «Добро» — должна предполагать наличие там красочных объектов. Однако мы наблюдаем серую птицу счастья, которая стремится покинуть архангельскую землю, и зеленоватого Робинзона, который хотел побыстрее свалить отсюда.

Набережная Архангельска красива сама по себе, серых памятников на ней и так хватает. Как видится редакции, с ней вообще ничего делать не надо, лишь время от времени выравнивать плиты и содержать в чистоте.
Либо, если уж есть такое желание поставить там какую-то скульптуру, то хотя бы обсудить это с гражданами.
Дома в Архангельске стоят серые, понатыканные вразнобой — ни о какой архитектуре и речи не идёт, с арт-объектами то же самое. Казалось бы, столько всего интересного можно напридумывать, а стоят изваяния с вытянутыми руками, да кудесники сидят на парапетах. Это даже не вторично. Это убого.
И вопрос тут даже не в деньгах, которых у города всё время мало, а в отсутствии фантазии.
Архангельск — родина снеговика. И как это выражается? Под Новый год в КЦ «Соломбала-Арт» ходит человек в его костюме. Всё. А ведь изваять снеговика проще некуда.
В столице Поморья, впрочем, как и в других городах, полно голубей. Поставьте памятник голубю, и пусть настоящие птицы гадят на своего бронзового собрата.
Можно поставить памятник Хрущёву за хрущёвки. Ведь именно благодаря ему в Архангельске началось активное строительство и тысячи жителей смогли переселиться из бараков.
А Иван Грозный, по чьему указу и был основан Архангельск? Или позабыли про это?
Памятник «Крузаку» — реально самая популярная машина в областной столице. Почему бы и нет?
Арт-объекты должны становиться визитной карточкой, люди должны к ним стремиться. Стоят прекрасные памятники на изуродованной сайдингом Чумбаровке, так зачем повторяться и делать по сути то же самое?
Давайте как-то считаться с народом. Понятно, что сколько людей, столько и мнений, но тут всё-таки должно решать большинство.
Может быть мы неправы, и горожане и гости Архангельска по достоинству оценят нового Робинзона. Но обсудить всё это заранее, и никаких сомнений не было бы вовсе. Каким должен быть город, должны решать люди. Впрочем, это уже какая-то идиллия...