Режиссер: Йоргос Лантимос.

В главных ролях: Эмма Стоун, Джесси Племонс, Эйдан Делбис, Ставрос Халкиас, Алисия Сильверстоун, Дж. Кармен Галиндес Баррера, Марк Т. Льюис, Ванесса Энг.

Премьера в мире 28 августа. 

Культурный смотритель, едва оправившись от «Видов доброты», снова покорно поплёлся в кинозал. Неутомимый грек Йоргос Лантимос, кажется, нашел станок для печати шедевров и решил не выключать его ни на минуту. На этот раз он выкатил нам «Бугонию» — ремейк южнокорейского культового безумия «Спасти зеленую планету!». И если вы думали, что Лантимос уже достиг пика своей странности, то спешу вас расстроить (или обрадовать): в «Бугонии» он пробивает дно абсурда, чтобы найти там золото.

Давайте сразу о главном, о сюжете, который звучит как пересказ бреда пациента в период осеннего обострения. Два конспиролога-неудачника, одержимые идеей спасения Земли, похищают генерального директора крупной фармацевтической компании. Зачем? Выкуп? Политическое заявление? О нет, это было бы слишком скучно для Лантимоса.

Они уверены, что эта несчастная женщина — инопланетянка. И не просто инопланетянка, а лидер вторжения, цель которого — уничтожить человечество (что, глядя на новости, кажется не такой уж плохой идеей). Герои свято верят, что если заставить её признаться и остановить «сигнал», то планета будет спасена. Весь фильм — это камерный, душный, истерически смешной и одновременно пугающий процесс «допроса», где границы между спасением мира и тяжелым психическим расстройством стерты напрочь.

Мы, зрители, до последнего сидим на иголках: действительно ли перед нами пришелец в человеческом обличье, или эти двое просто забыли принять таблетки? Лантимос мастерски играет на этом сомнении, превращая триллер в чернейшую комедию положений.

Культурный смотритель, как водится, прочесал интернет-пространство, чтобы сверить свои ощущения с мировым разумом. И, о чудо, равнодушных нет. Рецензии делятся на два лагеря, и между ними — пропасть, заполненная ядом и елеем.

Одни критики, захлебываясь восторгом, пишут, что Лантимос наконец-то нашел идеальный баланс между своим фирменным «weird wave» и жанровым кино. Они хвалят фильм за то, что он берет структуру оригинала, но вычищает из него корейский слэпстик, заменяя его тягучей, неуютной атмосферой паранойи. «Это „Мизери“, написанная Кафкой под грибами», — утверждает один из обозревателей, и с ним трудно не согласиться. Другие же, более консервативные зрители, плюются. «Претенциозная пустышка», «Бессмысленная жестокость», «Лантимос смеется над нами». Им кажется, что режиссер заигрался в мизантропию. Но позвольте, господа, вы идете на фильм человека, который заставил Колина Фаррелла выбирать, кого из детей убить, а Эмму Стоун — познавать мир через, кхм, разнообразные физиологические процессы. Чего вы ждали? Ромкома? «Бугония» — это тест на прочность вашей иронии. И если вам не смешно, когда лысая Эмма Стоун с серьезным лицом обсуждает анатомию пришельцев, то, возможно, проблема не в фильме.

Кстати, об Эмме Стоун. Этот дуэт — Лантимос и Стоун — уже пора канонизировать. В «Бугонии» Эмма делает то, на что решится редкая голливудская дива. Она бреется налысо. Но дело не только в прическе (точнее, в её отсутствии). Стоун играет здесь на разрыв аорты. Её героиня это сгусток нервов, фанатизма и какой-то детской, наивной жестокости. Без волос её огромные глаза кажутся еще больше, превращая её саму в инопланетное существо. Она пугает и завораживает одновременно. Это перформанс уровня «Оскара», если бы академики не боялись награждать за безумие.

Её партнёр по преступлению — Джесси Племонс. О, этот парень — гений «тихого омута». Если Стоун это огонь и истерика, то Племонс это бетонная стена. Он играет своего конспиролога с таким спокойным, рассудительным лицом, что становится по-настоящему жутко. Он не выглядит как маньяк, он выглядит как ваш сосед, который всегда здоровается в лифте, а по вечерам строит клетку для пришельцев в подвале. Химия между ними невероятная: это токсичная созависимость двух людей, нашедших друг друга в океане нормальности.

А теперь минутка просвещения от культурного смотрителя. Вы наверняка задавались вопросом: что за дурацкое название? Звучит как название какой-то выдуманной страны в восточной Европе или болезни тропических жуков.На самом деле, всё гораздо тоньше и поэтичнее. Бугония — это древний ритуал, описанный еще Вергилием. Суть его заключалась в поверье, что пчелы (символ жизни, возрождения и божественности) могут самозарождаться в трупе убитого вола. То есть, чтобы получить новую жизнь, мёд и процветание, нужно кого-то жестоко убить и дать ему сгнить. Смерть рождает жизнь. Гниль рождает золото.

И вот тут название раскрывает суть фильма как консервную банку ножом. Герои фильма верят в свою собственную «бугонию». Они верят, что через насилие, через убийство (или мучение) этого «пришельца», они смогут возродить умирающую Землю. Они пытаются добыть пчел из мертвой туши современного капитализма. Это метафора того, как благие намерения, пропущенные через мясорубку фанатизма, превращаются в кровавое месиво. Лантимос как бы спрашивает: действительно ли из смерти может родиться что-то хорошее, или мы просто копаемся в гнилых внутренностях, ожидая чуда, которого не будет?

Так что же в итоге? «Бугония» — это кино не для всех. Если вы любите, чтобы вам всё разжевали, положили в рот и погладили по головке — бегите. Этот фильм будет кусаться, царапаться и заставлять вас чувствовать себя неуютно.

Но если вы цените авторскую дерзость, если вам нравится смотреть, как талантливейшие актеры современности творят полную дичь с серьезными лицами, и если вы готовы посмеяться над тем, над чем смеяться вроде бы грешно — идите.

Это мощное, злое, красивое и очень «лантимосовское» кино. Оно о том, что мы все немного сошли с ума в попытках спасти этот мир, и, возможно, мы сами и есть те самые инопланетяне, которых стоит бояться. Культурный смотритель ставит свою печать одобрения, но предупреждает: после просмотра вам, возможно, захочется проверить, не является ли ваш начальник рептилоидом. Но, пожалуйста, без фанатизма. Оставьте пыточные инструменты дома.

8/10

18+

Валентин Язвов