Культурный смотритель, стряхнув с себя ноябрьскую хтонь, решил приобщиться к прекрасному. Шутка ли — в наш скромный музей ИЗО пожаловал сам Государственный Русский музей!

Вывески кричали, афиши зазывали, пресс-релизы обещали невероятное погружение в стихию. Проект «Преображённая природа». Звучит то как! Сразу представляешь себе полотна, от которых захватывает дух, бури Айвазовского, сияние Куинджи, пронзительную тоску Левитана.

Смотритель, как наивный провинциальный интеллигент, купился на этот маркетинговый шум. Казалось бы, вот он шанс — не выезжая из Архангельска, прикоснуться к великому наследию Санкт-Петербурга. Но, увы, по итогу просмотра создалось стойкое впечатление, что «наследие» это собирали по принципу: «Что там у нас в запасниках пылится и места много занимает? А давайте отправим это на Север, там и так темно, не разберут».

Итак, давайте препарируем эту «культурную сенсацию».

Начнем с главного обмана, который можно смело квалифицировать как мошенничество на доверии. На всех афишах, во всех анонсах жирным шрифтом, словно священная мантра, было начертано: ЛЕВИТАН! Имя Исаака Ильича работало как магнит. Люди шли «на Левитана».

И что же мы видим? Культурный смотритель честно обошел все залы дважды. Он протирал глаза. Он щурился. Он искал. И нашел. Где-то в углу, скромно, почти виновато, висит нечто небольшое. Этюд? Набросок? «Проба пера», которую мастер, возможно, собирался закрасить?

Это классическая схема «заманилова». Заявить хедлайнера, а по факту выставить его карандашный чих на салфетке. Если вы ожидаете увидеть «Над вечным покоем» или хотя бы приличного размера «Золотую осень» — разворачивайтесь сразу. Левитана здесь нет. Есть его тень, его призрак, его автограф в углу проходной работы. Это плевок в душу зрителю, который платит немалые деньги (билет-то стоит не как на краеведческую выставку грибов) за возможность увидеть гения, а получает «демо-версию» в низком разрешении.

Общее ощущение от экспозиции можно описать одним словом: вторсырьё. Не поймите неправильно, в искусстве нет «плохих» картин (хотя спорно), но есть понятие уровня. Когда к нам едет Русский музей, мы ждем первый эшелон. Мы ждем шедевры.

А привезли, судя по всему, «сборную солянку» из третьего состава запасных. Такое чувство, что кураторы в Петербурге просто провели генеральную уборку. — «Слушай, у нас тут картины Дубовского и Клодта место занимают, в основную экспозицию не влезают, да и скучные они какие-то». — «А давай в Архангельск отправим! Назовем красиво, скажем, что это про облака и закаты. Пипл схавает».

И пипл, простите, хавает. Но давится. Потому что на стенах висят километры унылых, однообразных пейзажей, которые, может быть, и имеют искусствоведческую ценность как «примеры академической живописи XIX века», но совершенно не трогают сердце. Это скукотища смертная. Бесконечные серые тучи, какие-то невнятные кусты, штормы, которые выглядят не как разгул стихии, а как пролитая на холст синька.

Ощущение «дешевизны» не покидает ни на минуту. И дело не в стоимости картин, а в отношении. Нам привезли то, что не жалко. То, что не будет делать кассу в самом Михайловском дворце. Это выставка-отписка, выставка-галочка в отчете о «региональном сотрудничестве».

Название «Преображённая природа» претендует на глубокую философию. Мол, мы увидим, как художники передавали разные состояния стихии: от штиля до бури, от рассвета до заката. Звучит красиво.

На деле же мы имеем просто набор картинок про погоду. Вот тут у нас зал, где нарисована вода. А вот тут зал, где нарисованы облака. А здесь — закат. Глубины в этом не больше, чем в прогнозе погоды на НТВ. Нет драматургии, нет истории. Ты просто идешь вдоль стен и думаешь: «Ну да, красиво нарисовано. Похоже. А дальше-то что?».

Глазу не за что зацепиться. Нет того самого centerpiece, центрального полотна, ради которого стоило бы терпеть всё остальное. Всё ровное, серое, «нормальное». И от этой нормальности хочется выть. В Архангельске и так 9 месяцев в году за окном «преображённая природа» в виде слякоти и серого неба, зачем нам смотреть на это еще и в музее, да еще и в таком посредственном исполнении?

Чтобы не быть голословным, культурный смотритель навострил уши и послушал, что говорят другие посетители. И знаете, восторга там мало. Вот стоит пара интеллигентных бабушек у картины. — «Валя, ну это же Саврасов?». — «Написано Саврасов, но какой-то он… невыразительный. Темный больно». — «Может, свет так падает?».


Нет, Валя, это не свет так падает. Это просто картина такая. Проходная. Или вот молодежь, которая явно пришла за контентом. — «Слушай, я думала тут масштаб будет. А тут всё какое-то маленькое. Даже сфоткаться не с чем. Пошли кофе пить».

И они правы. Выставка не «контентная» (что в наше время, увы, показатель), не масштабна и не эмоциональна. В интернете отзывы тоже пестрят сдержанным разочарованием. Люди пишут: «Ожидали большего», «Слабая подборка», «Много неизвестных имен, мало хитов». Кто-то пытается найти плюсы, мол, «зато рамы красивые» и «хорошо передана световоздушная среда». Но, друзья, когда мы начинаем хвалить рамы — это приговор живописи.

«Преображённая природа» — это классический пример культурного снобизма столицы по отношению к региону. «На тебе, боже, что нам негоже». Это скучная, проходная экспозиция, которая пытается выехать на громком бренде Русского музея и фамилиях, чьих достойных работ там днем с огнем не сыщешь.

Если вы фанат живописи XIX века и готовы часами разглядывать этюды облаков неизвестных учеников великих мастеров — вам, возможно, зайдет. Всем остальным культурный смотритель советует: не тратьте время и деньги. Лучше выйдите на набережную Северной Двины. Там природа тоже преображается каждый час, бесплатно, и масштаб — настоящий, а не втиснутый в золоченую раму 30 на 40 сантиметров. А Левитана лучше в альбоме посмотреть, честнее будет.

0+

Валентин Язвов