В рамках рабочей поездки в столицу Поморья заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев ознакомился с проектом по развитию морских беспилотных систем.
Пилотный проект по безэкипажной логистике стартовал в Архангельской области в июле этого года. Регион стал одним из первых, в котором начато практическое внедрение безэкипажных маломерных судов в логистике. Предполагается, что применение морских беспилотных систем в перспективе позволит повысить качество грузовых перевозок и улучшить качество жизни жителей в труднодоступных населенных пунктах региона.
Инициаторами проекта являются правительство Архангельской области, ЗАО «Си Проект» и АО «Безэкипажная логистика». В рамках проекта успешно осуществлена доставка груза безэкипажным катером «Бриз» между Архангельском и Соловецким архипелагом. Катер автономно преодолел около 280 км маршрута.

В следующем году планируется запуск двух безэкипажных катеров «Бриз» на регулярной основе по маршруту следования Архангельск — Соловки — Архангельск, потенциальные грузоотправители: ООО «РВБ» (Вайлдберриз), АО «Почта России» и АО «Архоблэнерго».
— Наш регион стал одним из первых, где начато практическое внедрение безэкипажных маломерных судов в логистике. В июле прошлого года экспериментальный рейс катера «Бриз» подтвердил реальность использования таких технологий в наших условиях: маршрут Архангельск — Соловки был пройден автономно. Общее время экспериментального перехода составило 21 час. Безэкипажный катер прошел в автоматическом режиме 95% пути. Во время перехода успешно отработано несколько целевых задач, среди которых — способность катера обходить препятствия на пути следования и отработка заблаговременного расхождения катера с другими судами. Ставим цель развивать это направление, создавать новые рабочие места и укреплять тем самым экономику Архангельской области, — сказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Юрию Трутневу также доложили о разработке по строительству нового безэкипажного катера «КЛИППЕР» для возможности перевозки грузов в 20-футовом морском контейнере.
— Мне всегда казалось, что большое значение для таких процессов имеет экономика, надо просчитывать проект. Убираются судоводители, но нужно смотреть, насколько это окупаемо. А с точки зрения безэкипажных катеров — это хорошая продукция. Она может быть использована для защиты нашей Родины. Что касается транспортного применения, то надо еще считать выгодность, — сказал Юрий Трутнев.

Кроме того, Трутнев посетил импортозамещающее производство резидента АЗРФ, компании «Арктик Индастри».
Производственное подразделение компании «Трактородеталь Групп» — ООО «Арктик Индастри» наладило выпуск харвестерных головок «Logger H405». Опытные образцы прошли испытания, и теперь производство перешло к серийному выпуску.
В текущем году предприятие ввело в эксплуатацию новый производственный цех со сборочной линией исключительно для харвестерных агрегатов, с перспективой объёма выпуска до 200 единиц в год. Подобное высокотехнологичное автоматизированное оборудование для лесозаготовительной техники позволит заменить импортные аналоги.
— Харвестерная головка — одно из сложнейших и наукоёмких изделий машиностроения. Опытные образцы данного оборудования подтвердили свою надежность и эффективность. Сейчас компания «Арктик Индастри» наладила производство головок, которые ранее лесопромышленные предприятия только импортировали. Теперь это уже система, где всё — от идеи до воплощения — сделано у нас в регионе, — отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
По словам собственника компании Дмитрия Крутикова, таким образом «Арктик Индастри» не только закрывает критическую зависимость отечественной лесной отрасли от импорта, но и создает конкурентоспособный продукт мирового уровня, ориентированный на работу в самых суровых условиях, а комплексная поддержка в гарантийный и постгарантийный период обеспечивается обширной сервисной службой и инфраструктурой компании «Трактородеталь».

— Продукция востребована для лесозаготовок. Но нам надо ими заниматься больше. Мы давно в правительстве обсуждаем тему о том, что люди, которые покупают деревянные дома, должны платить меньше за площадь построенного дома. Если человек строит деревянный дом, надо ему снизить налоговые отчисления, тогда это будет востребовано, и людей будет в селах больше жить — в своих домах, и лес будет заготавливаться. Это первое, что, на мой взгляд, нужно делать. И второе — надо разбираться с прозрачностью выделений лесных участков.
Мы несколько раз подходили к этим вопросам и все время отмечали, что не очень понятно, как у нас распределяется лес: кто получает лесные участки, каким образом. Когда мы наведем порядок в лесной отрасли и создадим стимулы для того, чтобы люди больше использовали лес, тогда продукция, которая сейчас производится на предприятии, будет больше использоваться и приносить больше пользы Российской Федерации и всем ее территориям, — подвел итоги посещения производства Юрий Трутнев.

В рамках рабочей поездки Трутнев также посетил новый железнодорожный терминал, мощности которого позволяют обрабатывать более 200 тысяч тонн грузов в год.
Инвестиционный проект по созданию тылового железнодорожного терминала в Архангельске стартовал в конце 2021 года. В рамках проекта была создана площадка для выгрузки и хранения грузов, склад-платформа с собственными подъездными железнодорожными путями.
Площадь железнодорожного терминала составила более 150 тысяч квадратных метров. Здесь предусмотрена возможность единовременного хранения 500 штук 20-футовых контейнеров и 66 точек подключения для рефрижераторных контейнеров.
При этом в рамках проекта также было выполнено строительство железнодорожных путей длиной 3,2 км. Они обеспечат дополнительные мощности для выгрузки-погрузки вагонов различных типов грузов, в том числе для новых арктических проектов компаний «Роснефть», «Норникель» и «Новатэк».

— Этот проект стал примером успешного взаимодействия бизнеса и государства. «Полар Транс Порт», как резидент Арктической зоны Российской Федерации, реализует масштабные инфраструктурные проекты, обеспечивающие устойчивое развитие нашего региона. Деятельность компании напрямую влияет на экономику и социальную сферу: создаются рабочие места, растут налоговые поступления, укрепляется промышленная база. Ввод нового терминала в эксплуатацию формирует основу для дальнейшего роста объёмов грузоперевозок, повышения скорости и надёжности логистических операций, — отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
— Наша задача — развивать экономику арктических территорий. Для этого создана самая большая в мире особая экономическая зона. Компании становятся резидентами АЗРФ, получают ряд налоговых льгот и преференций. И мы видим, как с помощью этой меры поддержки появляются новые проекты, в том числе и новый железнодорожный терминал, который даст дополнительный импульс развитию Архангельской области, — сказал Юрий Трутнев.
***
Зампред правительства также ознакомился с выставкой инновационной и импортозамещающей продукции региональных предприятий, представленной в здании правительства Архангельской области. Участники выставки представили инновационные проекты в сфере программного обеспечения и цифровизации.
— Слово «импортозамещение» говорит о том, что мы отстали, и нам нужно догонять. Лучше сразу двигаться вперёд. Некоторые образцы продукции, которые были представлены на выставке, скорее опережают, чем импортозамещают. Это, например, беспилотные системы, и инновационная фотоловушка со сверхнизким энергопотреблением, — сказал Юрий Трутнев.
По материалам пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области