Практика и Уголовный кодекс РФ подсказывают, что по одному только злоупотреблению Герштанский едва ли сел бы надолго. Большинство дел в Архангельской области по данной статье, если и заканчиваются реальными сроками, то они ограничиваются 4-5 годами на общем режиме. Максимальное же наказание ограничивается десятью годами.
Со взятками в особо крупных размерах дела обстоят куда серьезней. По этой статье люди могут уехать и спокойно уезжают и на 10, и на 15 лет, причем есть вариант посидеть на строгом режиме при определенной тяжести преступления.
Поэтому по совокупности деяний дальнейшая судьба Герштанского может стать куда мрачнее, чем была ещё 2 месяца назад.
На данный момент неизвестно, что за взятку вменяют бывшему министру: идёт ли речь о тех 10 миллионах, о которых говорилось ранее или имеет место иное получение конвертов. Во втором случае следует ждать дальнейших задержаний участников коррупционной схемы.
Причем, интересна и формулировка «получение взятки», исходя из неё можно предположить, что экс-министр лично брал деньги. В противном случае обвинялся бы в покушении на получение взятки.
Напомним, изначально сообщалось, что представитель областного Минздрава за 10 миллионов обещал поделиться избытками тепла от Архоблбольницы для новостройки одного из застройщиков, названным «группой компаний». Посредником выступал некий 34-летний житель Санкт-Петербурга, имя которого пока также не раскрывается. Он также под стражей.
«По предварительным данным, обвиняемый, действуя по указанию неустановленного должностного лица Министерства здравоохранения Архангельской области, вступил в сговор с бенефициаром группы компаний, осуществляющих на территории города Архангельска строительство жилых многоквартирных домов», — сообщали тогда в пресс-службе Ломоносовского суда.
***

Задержали Александра Герштанского 20 сентября — через два дня после того, как он покинул должность. 19 числа министр со всеми попрощался, в том числе и публично, передал дела своему заму Татьяне Русиновой, а уже на следующий день перестал выходить на связь и пропал из сети. На следующий день стало известно о задержании.

21 сентября экс-министру определили меру пресечения — 2 месяца СИЗО — и обвинение — часть 3 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Заключили его в СИЗО № 4 Белая гора.
3 октября у Герштанского не получилось выйти под домашний арест. Суд оставил меру пресечения без изменений.

18 ноября, когда истёк предыдущий срок содержания под стражей, суд продлил нахождение бывшего чиновника за решеткой до 19 января 2026 года. Данное решение принято с учетом тяжести предъявленного ему обвинения, наличия загранпаспорта, возможности скрыться или оказать воздействие на свидетелей по делу.

***
Параллельно с арестом и судом над Александром Герштанским в Архангельской области шла антикоррупционная кампания с посадками главврачей районных и городских больниц региона. Многие попали на скамью подсудимых за махинации с диспансеризацией: указывали в отчётах для ФОМС большее число пациентов, чем приходило на самом деле и получали за них больше денег.
На мертвых душах погорел экс-депутат и бывший и. о. главврача больницы № 4 Дмитрий Шабуняев и его зам, и. о. главврача Новодвинской ЦГБ и Холмогорской ЦГБ Руслан Гуламов, главный врач трёх архангельских клиник — Александр Анисимов, главврач Шенкурской ЦРБ и его зам, главврач Плесецкой ЦРБ Шумилова.
Одно из самых громких дел было возбуждено в отношении бывшей главврача госпиталя ветеранов Панкратьевой. Она тоже отдавала указания проводить диспансеризацию подставным лицам, зарабатывая на этом восьмизначные суммы. Ей вменяют хищение 33 миллионов рублей. В случае с Панкратьевой, мы узнали, на что она тратит не свои деньги — на элитную недвижимость и загородные шато.
***
В сентябре же вскрылась и коррупция в Минздраве другого характера, а именно заработок посредников на поставках лекарств и оборудования в больницы по всей области.
Проверив список закупок ряда медучреждений Архангельской области, мы заметили странную закономерность: пару-тройку лет назад списки контрактов захватили несколько фирм и все, как на подбор, из Санкт-Петербурга. Еще одна странность — контракты как будто специально писались под данные компании, а стоимость их выглядит завышенной даже для человека, далекого от мира медицины.
Благодаря их бурной деятельности, к примеру, государственная «Фармация» загнала область в долги на более 4 млрд рублей, залезли даже в финансирование льготных лекарств уже на 2027 год.
Подробнее о схеме читайте в материале.
***
На данный момент решение проблем с медициной в Архангельской области ограничивается лишь задержаниями, но сама система, кажется, остается прежней. Простым северянам, может быть, и станет легче в моральном плане от чтения новостей про посадки, но физическое здоровье придется поправлять всё в тех же больницах с тем же или меньшим количеством специалистов, стоять в тех же очередях за лекарствами и точно так же ездить рожать за тридевять земель.
Фото из зала заседаний предоставлено пресс-службой Ломоносовского суда.