В ролях: Лиам Хемсворт, Аня Чалотра, Фрейя Аллан, Джои Бэти, Лоренс Фишбёрн, Шарлто Копли.

Премьера 30 октября 2025 года.

«Netflix» вывалил-таки 4 сезон их версии «Ведьмака». Именно вывалил, ведь сериал катится в пропасть поражающими темпами. Причем, каких-то объективных причин такому падению сложно придумать, кроме вопиющей бездарности шоураннеров.

У сериала с самого начала был топовый издатель, мировые знаменитости на главных ролях и какое-то неадекватное количество денег. Один только 4 сезон обошелся в 221 миллион долларов, что в прямом пересчёте почти в два раза больше бюджета хита на все времена — игры «Ведьмак 3: Дикая Охота». С учётом инфляции, вложения в последний сезон и одну из лучших RPG не только в серии, но и в мире, как минимум сопоставимы. Затраты на весь многосерийник и вовсе приближаются к миллиарду долларов, что кажется совсем уж неадекватной суммой, учитывая выходной продукт.

Каждый следующий сезон сериала получался хуже предыдущего. Положа руку на сердце, только заглавная тема первого сезона «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» и 1 серия 2 сезона (и то, потому что никак не связана с основным повествованием) вызывают приятные воспоминания. Остальные часы приходилось терпеть с разной степенью уныния.

Тем не менее, каждый релиз сериала по «Ведьмаку» вызывает обсуждение в комьюнити. Наверное, это из-за того, что на данный момент данный проект — единственный официальный видеоконтент по любимой вселенной. Только после релиза последних 8 эпизодов всё обсуждение сводится к сплошному хейту. Нужно приложить немалые усилия, чтобы найти хоть какой-то положительный отзыв на 4 сезон и скорее всего он будет от западных критиков, которых можно упрекнуть в ангажированности.

Итак, основное нововведение сериала — смена актёра на главной роли. Теперь Геральта играет Лиам Хэмсворт и поначалу многие даже хвалили эту перемену, ведь теперь мол охотник на чудовищ больше похож на каноничный образ из книг. Впрочем, по сравнению с Генри Кавиллом, любой будет более каноничным ведьмаком, достаточно не быть раскачанным шкафом. При этом, видно, как Хэмсворт старается играть именно кавилловского Геральта, только его рычание и нахмуренные брови выглядят скорее смешно и больше напоминают комедийного Тора из последних кинокомиксов (очень хотелось избежать этого сравнения, но роль брата актёра не идёт из головы).

Смену главного лица авторам надо было хоть как-то объяснить, либо сделать вид, будто ничего не произошло. Они выбрали второй вариант, включив режим гипножабы, повторяющей, — «Лиам Хэмсворт всегда играл ведьмака». Создатели просто пересняли основные сцены из предыдущих сезонов с Лиамом и показали их в открывающем эпизоде. Такое решение выглядит, как настоящий газлайтинг и вызывает ироничную улыбку с первых минут.

В полной мере нам так и не дадут насладиться новым мясником из Блавикена, ведь линия охотника на чудовищ продолжает оставаться второстепенной. Белого волка в 8 эпизодах едва ли больше, чем Цири и Йеннифер, но о них чуть позже.

Впрочем, как многие отметили, новый облик Геральта — далеко не самая главная проблема сезона. Если проходить игры хоть за Питера Динклэйджа в белом парике, то впечатления от сюжета испортятся не сильно. Так же и сериал, где плохо почти всё, не взлетит и не провалится ещё глубже от кардинального изменения ключевых персонажей. С Регисом же прокатило.

Кстати, о нём. Главной хохмой перед выходом 4 сезона был выбор мордатого и чернокожего Лоренса Фишбёрна на роль иссохшего и пепельно-белого вампира-друга Геральта, однако в итоге смеяться над ним хочется в последнюю очередь. Сложилось ощущение, что Фишбёрн старается повторить образ образ Региса из игр, но от роли загадочного наставника уйти не может. В любом случае, не нужно сильно стараться, чтобы поверить: на экране тот самый кровосос, которого мы знали.

Внезапным стопроцентным попаданием в книжный образ стал Лео Бонарт в исполнении Шарлто Копли. То ли сам актёр настоял на точном воплощении видения автора саги Сапковского, то ли у создателей что-то повернулось в мозгу на короткое мгновение, но охотник на ведьмаков — это прям канон. В проекте, который настолько вольно обходится с первоисточником, видеть нечто подобное сродни чуду.

Сцена с ним в финале 8 эпизода — это настоящая награда за все предыдущие серии. Именно новые друзья Цири — банда вороватых подростков, называющих себя крысами, — бесили сильнее всего. Их внешний вид раздражал, решения вызывали негодование, а само существование казалось ненужным и ворующим время.

Боже, как же душа отдохнула, когда за 20 минут до конца их всех насадили на меч, причем довольно изобретательно и с упоением.

Можно пропустить все семь с половиной серий и всё равно насладиться сценой расправы над крысами, но в таком случае у вас не будет эмоциональной связи с Лео Бонартом, вы не будете говорить «Да!» сквозь зубы, когда клинок пронзает наиболее ненавистного члена банды, который по идее должен быть положительным героем.

К сожалению, предыдущие 7 часов не могут похвастаться такими эмоциями, ведь уже в который раз вместо одной линии повествование разбили на 3 истории: Йеннифер собирает армию чародеек против антагониста прошлых сезонов Вильгефорца, Цири взрослеет вместе с упомянутыми крысами, а Геральт в компании Лютика пытается не терять атмосферу приключений и снова ищет свою приёмную дочь по всему континенту.

Линии Цири и Йен ещё хоть как-то пересекаются, но, в целом, нам как будто показывают 3 сериала в одном, причем авторов можно было бы понять, если бы они делили повествование по сериям (один эпизод для Геральта, второй для чародеек, третий для Цириллы), но перебросы из одного сюжета в другой раз в 5-10 минут очень портят восприятие сценария.

Причем, по-настоящему толкает вперёд глобальный сюжет только Йеннифер. Сцены с Цири, как и раньше, просто тянут время, а Геральт отвечает за экшн.

Про крутую магию, кстати, забудьте. Местные колдуньи забыли, что умеют управлять реальностью и предпочли холодное оружие. Йен больше не выжигает в одиночку целые армии, как при Соддене в первом сезоне. Видимо, 27 миллионов долларов на серию слишком мало для отрисовки заклинаний.

Монстры, которые всегда были лицом сериала, теперь либо отсутствуют, либо появляются на несколько минут. Они не пугают и не удивляют, скорее напоминают фоновых NPC из дешевой игры. И это при том, что именно на конфликтах с чудовищами всегда держался смысл «Ведьмака»: борьба не только с чудовищами, но и с человеческой жестокостью. Здесь этого больше нет.

Лишь дважды за сезон ведьмак занимается своими прямыми обязанностями — убивает чудовищ — но длятся эти сцены преступно мало.

Кроме того, в сюжете наконец появляются легендарные спутники Геральта — краснолюды Золтан Хивай и Ярпен Зиргин. В сериале это всего лишь фоновые персонажи-комики, ничего похожего на их игровые версии в героях на экране нет.

Но самое главное, чего лишился 4 сезон — дух «Ведьмака». После просмотра пришло понимание, почему весь сериал плох. За всем показным разнообразием рас и культур, авторы спрятали своё полное непонимание вселенной: кто её создавал и для кого.

Инклюзивность дриад и эльфов — это, конечно, здорово, но где славянская культура, без которой «Ведьмак» — не «Ведьмак»?

На протяжении всех сезонов нам показывали дефолтное средневековье, совершенно невыразительное визуально. От лица восточных европейцев заявляем, что подобная поверхностная демонстрация нашей культуры подходит под ваши критерии угнетения, что недопустимо.

Есть ощущение, что для авторов слова «кикимора» и «чупокабра» означают примерно одно и тоже — неведому зверушку, но обязательно страшную. Отсюда и нелепые монстры из прошлых сезонов, и отсутствие оных в последнем.

Создатели явно метят в нишу «Игры престолов» и до сих пор напирают на похожие сюжеты: дворцовые интриги, тайные ложи и заговоры. Да в «Ведьмаке» всё описанное тоже присутствует, но он не об этом.

Если же делать из приключений Геральта «Игру престолов», то и масштаб должен быть соответствующим. В «Ведьмаке» же большая часть сцен снята на природе, масштабных битв очень-очень мало, доспехи выглядят дешево, а диалогов слишком много на минуту хронометража.

Локации будто сняты без фантазии. Но вместо масштабности получаем странную пластмассовую картинку, будто кто-то наложил фильтр на мир «Ведьмака», и он стал стерильным.

При этом авторы выбрали довольно странный способ рассказать историю Геральта, начав слишком уж издалека. На данный момент основные линии не завершены и близко, но на то, чтобы связать их воедино, у шоураннеров остается лишь один сезон, который якобы должен стать последним.

Однако только в последней серии 4 сезона Геральт получает титул «из Ривии», что как бы намекает: мы только в начале его пути.

Итог для всего этого действа кочует от конца одного сезона к другому: с такой базой не надо было и начинать. Теперь уже окончательно ясно, что чуда не случится и сериал никогда не займет достойное место в сердцах фанатов. Причем, даже на фоне очень плохого четвертого сезона, не возникает желания пересмотреть предыдущие, чтобы поправить своё эмоциональное состояние, поскольку смотреть там не на что.

18+

Александр Губкин