Была только одна история, сравнимая с этой — история взаимозачётов. Та случилась в середине 90-х. В пострадавших были обладминистрация, УВД, мэрии, пэрии — короче, вся власть.
Стырили умопомрачительную по тем временам сумму — что-то около 15 миллионов рублей. В этом месте, наверное, кто-то всплакнул — всего то 15 лямов?
В те времена — много. Остров в тёплом море стоил столько примерно с яхтой.
Это было про времена, когда живых денег не было, и даже карандаши для администрации (правительства ещё не придумали) брались по взаимозачёту с УВД. УВД — администрации карандаши, администрация — УВД сапоги. Сапоги администрация не шила, но их шили в Кирове, а Киров был должен за аренду лесных участков на Виледи и живых денег тоже не имел, поэтому расплачивался сапогами для милиционеров с администрацией, а администрация с УВД кировскими сапогами за карандаши.
УВД карандаши тоже не производило. Оно обменивало их на услуги у бизнесмена, который привёз и показывал по кабельному ТВ сериал. В сериале вставлялась реклама вентиляторов, вентиляторы были нужны башмачной фабрике, та должна ещё кому-то, а тот кто-то карандашной фабрике, которая сама карандаши уже не производила, а сдавала свои помещения под склад карандашному предприятию из Чехии.
Далее по всей цепочке в обратную сторону. Так работала вся страна примерно лет 5. Тогда на архангельском ТВ однажды (тоже по зачёту) зарплату выдали кефиром.
Короче, в этом схематозе чего-то кому-то не дошло, усело в левом банке, банк лопнул. Один из бывших народных депутатов Архангельска сел. Сел через 10 лет — в эти же октябрьские деньки 2005 года, когда случайно в рясе и с бородой приехал в Архангельск в образе невинного Бен Ладена.
Кстати, не стоит забывать времена взаимозачётов и надо молиться, чтобы те, кто в те годы это всё проводил, выжили. Не исключено, что времена могут, как и всё в истории человечества вернуться.
И в этом же 2005 году журналисты «ПравДы Северо-Запада» раскатали «Венгерский кредит».
Перед прочтением лишь одно примечание. Цифры. Не обращайте на них внимание. Это сейчас стыренные 8 миллионов долларов — пустяк. В те времена и рубль и доллар были другими. С рублём ясно. И с долларом тоже. В 2005 году, имея 300 долларов, можно было месяц путешествовать по Таиланду, проживая в хороших отелях и питаясь в ресторациях, ещё и вещичек в дьютике прихватить на обратном пути.
Да и с аппетитами нынешних воров, аппетиты воров той эпохи не сравнить.
Сегодня юбилей разоблачения так называемого «Венгерского кредита». Типичный, но по размеру очень значительный инцидент, случившийся во времена губернатора Ефремова.
Тогда, если вспомнить, история была такова: на постройку нового корпуса областной больницы взяли кредит в Венгрии.
Областное Собрание депутатов дало государственные областные гарантии на выплату этого кредита. Что тогда, что и сейчас, четко выверенной и окончательно готовой проектной документации нет.
И очень долго и крайне дорого область потом оплачивала практически невостребованное при новых технологиях венгерское медицинское оборудование, включенное в кредитные условия.
Новый корпус больницы превратился в гигантских размеров долгострой-геморрой, в который вкачивались ресурсы.
По разным оценкам в результате аферы века было распилено, стащено, замухоморено до восьми миллионов долларов. Кредит, напомним, предназначался для достройки и оснащения областной больницы.
Суть махинации была в том, что кредит брался у венгерского банка «Эксим банк» и отягощён таким количеством условий, что его тут же назвали кабальным.
Тендеров и конкурсов вообще не предусматривалось. Финальный аккорд — банкротство компании, которая должна была поставлять оборудование. 700 тысяч долларов, помахав на прощание, жалобно зависли.
В результате прокурорских расследований и странных судебных решений тумана в деле о «венгерском кредите» стало только больше.
Кто-то сел? Нет.
Тогда отвели глаза на другое. Это напоминало медицинский случай, когда при наличии абсолютно зримой, огромных размеров злокачественной опухоли, кто-то пытается обрезать кусочки здоровой ткани вокруг.
Это абсурд! Но следствие тогда сфокусировало внимание только на замдиректора департамента здравоохранения Лихно. И это вместо того, чтобы рассмотреть проблему в целом.
Это не поддаётся никакой логике, поскольку эпизод с Лихно — лишь маленькое звено в огромной цепи. Вообще, если бы не было крупнейших нарушений, этого факта не возникло бы.
Действия Лихно не носили не только никакого противозаконного характера, но и не привели ни к каким последствиям — ни для системы здравоохранения, ни для кого-то ещё.
А «Венгерский кредит» был прощён. Корпус областной больницы тогда не построен.
Его, тоже по нечистой схеме, строили во времена Михальчука/Орлова.
Но это уже совсем другая история.