Режиссер: Пол Томас Андерсон
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, Чейз Инфинити, Бенисио Дель Торо, Тияна Тейлор, Реджина Холл, Джеймс Рэйтерман.
Премьера 8 сентября 2025 года.
Для любого ценителя кинематографа новый фильм ПТА (Пол Томас Андерсон), это всегда событие. После «Лакричной пиццы» в 2021 году стало ясно что наш дорогой ПТА решил уйти в более бытовые и жизненные истории, и вот, явил миру «Битву за битвой» с малость обрюзгшим Лео ДиКаприо и помешанным на подчинении Шоном Пеном.
Итак, касаемо сюжета, который, кстати довольно злободневен: История рассказывает о бывших участниках радикальной группировки, которые после трагических событий прошлого пытаются начать новую жизнь под другими именами. Через пятнадцать лет их дочь сталкивается с наследием родителей, тайнами, предательством и насилием. На фоне политических интриг, расовых конфликтов и личных драм герои ищут путь к свободе, искуплению и взаимному доверию.
И если «Лакричная пицца» была ностальгическим, залитым солнцем и винилом письмом любви к долине Сан-Фернандо, то «Битва за битвой» — это похмелье после той вечеринки. Это возвращение к темным, вязким темам, которые всегда были ядром творчества Андерсона, но теперь они поданы не с размахом «Магнолии» и не с мистическим туманом «Мастера». Они поданы через призму одной семьи, пытающейся удержать хрупкий фасад «нормальности».
ДиКаприо, который впервые работает с ПТА, выдает, возможно, одну из самых тихих и опустошенных ролей в своей карьере. Его обрюзглость — не просто грим, это физическое воплощение тяжести секрета, который он носит 15 лет. Он не ревет, как в «Выжившем», и не очаровывает, как в «Волке с Уолл-стрит». Он человек, который каждую секунду боится, что в дверь постучат. Это чистый ПТА-персонаж: человек в ловушке, человек, чья прошлая идентичность пожирает настоящую.
Но настоящий ужас приходит в лице Шона Пенна. Он прямой наследник Ланкастера Додда из «Мастера» и Дэниела Плэйнвью из «Нефти». Это фигура абсолютной, токсичной власти, человек, одержимый контролем и «подчинением», причём сам он тоже любитель находиться в подчинении (и даже несмотря на свои расистские наклонности не отказался от чёрненькой доминатрикс). Он — прошлое, которое не просто напоминает о себе, а приходит, чтобы потребовать долг. И когда эти два титана, ДиКаприо (подавление) и Пенн (угнетение), сталкиваются в кадре, напряжение становится почти невыносимым.
ПТА снова исследует свои любимые темы: грехи отцов (в данном случае, родителей), невозможность побега от собственной природы и ядовитое наследие американской идеологии. Радикализм 90-х (или 2000-х) здесь — не просто сюжетная деталь. Это метафора любого фанатизма, любой идеи, которая требует крови и полного подчинения, а затем оставляет своих адептов выжженными и сломленными.
Что делает фильм злободневным? Он идеально ложится на современную повестку тотальной поляризации. Фильм задает страшный вопрос: а что происходит с радикалами, когда их «революция» проваливается? Они просто… идут работать в офис? Заводят детей? Пытаются забыть? «Битва за битвой» показывает, что «забыть» невозможно. Идеология, однажды попавшая в кровь, остается там навсегда, и самый страшный враг — не система, а твой бывший соратник, который, в отличие от тебя, не «предал» идеалы.
Визуально фильм — чистый восторг. Андерсон и его (предположительно) постоянный оператор Майкл Бауман отказываются от солнечной эстетики «Пиццы» в пользу приглушенных, болезненных тонов. Пригородный дом героев — не крепость, а тюрьма, снятая в клаустрофобичных, давящих ракурсах, напоминающих о «Призрачной нити». Каждый кадр выверен, но не стерилен; в нем чувствуется скрытая угроза. И, конечно, саундтрек (Джонни Гринвуд, кто же еще) — это не музыка, а оголенный нерв, диссонансные, тревожные эмбиент-пейзажи, которые ввинчиваются под кожу.
«Битва за битвой» — это нелегкое кино. Это медленный, мучительный триллер, где главная битва происходит не на улицах, а внутри гостиной, внутри черепа героя ДиКаприо. Это синтез всего лучшего, что было у режиссера: семейная дисфункция «Магнолии», исследование власти и контроля «Мастера» и тихий ужас «Призрачной нити». ПТА не кричит, он шепчет, и от этого шепота стынет кровь. Это тяжелое, но абсолютно гениальное полотно о том, что построить новую жизнь на фундаменте из лжи и крови невозможно. Прошлое всегда вернется. И оно будет голодно. Блестящая, зрелая и очень страшная работа.
9/10
18+
Валентин Язвов