Вообще давайте начнём с того, откуда ноги растут у этой выставки. Площадь профсоюзов включена в крупный проект благоустройства: запланирована реконструкция с обновлением дорожного покрытия, инфраструктуры, организации пешеходных и транспортных зон.
Собственно, в ходе той самой инновационной реконструкции были обнаружены археологические объекты/находки, что вызвало необходимость проведения археологических изысканий и вмешательства. Территория до этого не входила в зону археологического наблюдения, поэтому обнаружение таких объектов стало неожиданностью и потребовало корректировки работ.
В процессе археологических изысканий были обнаружены монеты, предметы быта, импорты, кремни для ружья, стрелы и др. Ну так вот, чтобы жители Архангельска не бубнили им решили пустить пыль в глаза и сделать экспозицию (на месяц) с тем, что же там выкопали отечественные Индианы Джонсы.

Результат убил. Что было обещано? Цитирую: «Из более 2000 индивидуальных находок можно будет увидеть значительную часть предметов конца XVII–XVIII века: нательные кресты, предметы торговли, кухонную утварь, столовые приборы, украшения и фурнитуру одежды, импортные изделия. Именно эти уникальные находки характеризуют духовную сферу, быт, моду и торговые связи архангелогородцев того времени».

Так вот, из более 2000 индивидуальных находок выставили, видимо, самое интересное. Такого кринжа ещё не видывали. Какие-то обломки трубок, нательные крестики, кувшинчики. Стоило оно того? Решил спросить у одной из посетительниц.
— Скажите, как вам выставка?
— Вы знаете, маловато информации. Вот запонки да, мы смотрим, это ведь всё запонки. Для нашего Архангельска понятно, что далеко не крестьяне запонки носили. Но что-то как-то мало информации. И свет очень неудобно сделан, ничего не видно, хочешь подойти посмотреть, а там всё в тени. Ну и конечно объём выставки смущает, думаю найдено намного больше, а это то, что обработано вот.
— Как думаете, стоило ли оно того? Чтобы весь город полтора года испытывал колоссальные неудобства в связи с этими раскопками?
— Я думаю, что да, стоило. Я вот была в Греции, там собирались строить метро, при раскопках тоже обнаружили артефакты, всё ещё копают, никакого метро нет и скорее всего уже и не будет, но все музеи заполнились! Ну конечно, большие неудобства, но это наша история!

Итак, культурный смотритель не совсем согласен с этой посетительницей, ведь нам даже доподлинно неизвестно откуда притащили эти «артефакты». Ну да ладно, пипл хавает, как обычно насущные проблемы застилаются блестящей пылью в глаза. Главное, чтобы народ был доволен.
Вот на этом «наша история» и хочется остановиться подробнее. Сравнивать раскопки афинской Агоры, где под каждым камнем лежит фундамент западной цивилизации, с экстренным «ошкуриванием» культурного слоя на площади Профсоюзов — это, простите, сильно. Там — Парфенон, здесь — черепки от горшка и голландские трубки. Безусловно, это тоже история. Но вопрос в цене.

Полтора года центр города стоял парализованный. Не просто «большие неудобства», как деликатно выразилась дама, а транспортный коллапс, ежедневные многочасовые пробки, убитые в хлам объездные пути, убытки для бизнеса, чьи витрины выходили на гигантский грязный котлован. И все это ради чего? Ради того, чтобы на месяц выставить в тускло освещенном зале (справедливое замечание посетительницы) три десятка нательных крестиков, полдюжины пуговиц-гирек и те самые «запанки», которые при неудобном освещении выглядят просто как неопознанные комочки металла.

Давайте будем честны: эта выставка — не научный триумф, а акт отчаяния. Это попытка PR-отдела мэрии и археологов оправдать грандиозный провал в планировании. Ведь как так вышло, что на главной площади города, где торговля кипела веками, «неожиданно» что-то нашли? Это говорит лишь об уровне подготовки проекта «благоустройства». И теперь, чтобы сгладить народный гнев, нам скармливают эту «сенсацию».

Обещали «значительную часть из более чем 2000 находок», а показывают то, что, по выражению той же посетительницы, «обработано вот». То есть, нам демонстрируют жалкие крохи, при этом требуя благодарности за сам факт их существования. Где обещанные «уникальные находки, характеризующие быт»? Эти обломки трубок характеризуют быт? Да такой «уникальности» на любом огороде в старой части города можно накопать ведро за час. Где «предметы торговли»? Где «импортные изделия», которые бы рассказали о связях Архангельска? Их нет. Есть россыпь мелких, невыразительных предметов, которые без тонны пояснительного текста (которого, как мы помним, «маловато») не говорят абсолютно ничего.

Выставка не рассказывает историю. Она просто ставит галочку. Вот крестик, вот пуговица, вот черепок. Это не диалог с прошлым, это инвентаризация склада. Посетительница сама жалуется: «мало информации», «ничего не видно». То есть, даже ту малость, что выставили, не смогли подать по-человечески. Это и есть истинное отношение к «наследию» и к жителям: наспех слепили экспозицию в полумраке, бросили пыль в глаза и ждут аплодисментов. Можно парализовать город, сорвать все сроки реконструкции, потратить миллионы на незапланированные раскопки, а потом показать горстку ржавого металла и объявить это великой победой.

Так стоило ли оно того? Ответ очевиден. Нет. Никакая коллекция пуговиц и крестиков не стоит полутора лет городского хаоса. Эта «находка» — не дар, а глупость, обнажившая некомпетентность планировщиков. А выставка — просто дорогая и неубедительная ширма, прикрывающая этот стыд.

Валентин Язвов