Режиссер: Дэнни Бойл.
В ролях: Элфи Уильямс, Аарон Тейлор-Джонсон, Джоди Комер, Рэйф Файнс, Эдвин Рюдинг
Премьера 18 июня 2025 года.
Фильмы «28 дней спустя» и его сиквел стали действительно народным кино. В начале 2000-х жанр зомби-фильмов переживал воскрешение и снятые за копейки обе ленты с «28» в названии заняли достойное место этом в списке.
Триквел «28 лет спустя» люди приняли неоднозначно. Мнения аудитории и критиков разделились по полюсам. Все рецензенты из больших изданий хвалят картину, а вот зрительская оценка не переваливает за 6 из 10.
Возможно, расстройство публики связано с неоправдавшимися ожиданиями. В трейлерах нам обещали историю повзрослевшего ребенка из начала эпидемии, а в итоге получилась смесь из «Дороги» Джона Хиллкоута, «Одни из нас» и, внезапно, «Зомбиленда».
Открывающие сцены уносят зрителя во времена первого фильма. Эта отсылка не нужна совершенно, поскольку подобное зарождение зомби-эпидемий мы видели уже бессчетное число раз. Зато там авторы представляют одного из будущих главных героев.
После тех событий проходит 28 лет. Операция по спасению Великобритании от вируса ярости полностью провалилась. Острова закрыли на карантин, предоставив последних выживших самим себе. Вокруг выставили кордоны и никого не выпускают.
Британцы за одно поколение скатываются в Средневековье, разбиваются на общины, отдавая большую часть территории на откуп зомби. Последние же эволюционируют, разбиваясь на 3 вида: медляки-падальщики, обычные быстрые живые трупы и альфы — зараженные на стероидах, умные, способные управлять другими и помешанные на отрывании голов.
Про финал второй части решено забыть. В «28 неделях» зомби прорвались в Париж, а в триквеле французы уже участвуют в поддержании карантина. Почему-то выжившим никто не помогает ни едой, ни оружием, ни лекарствами. Позже создатели покажут, что весь остальной мир живет, как и раньше: с соцсетями, надувными губами и доставками. Тем не менее, всё человечество спокойно смотрит, как англичане поедают друг друга.
В лор новой ленты зрителя погружают аж первые 40 минут, что для двухчасового хронометража — непозволительная роскошь. На протяжении этого времени авторы проводят параллели с английскими лучниками прошлых столетий, стараются показывать, а не рассказывать и неплохо строят связь между отцом и сыном.
Под конец первого акта придется смириться с тем, что «28 лет спустя» — это фильм о взрослении подростка, о первом выходе (в буквальном смысле) во взрослый мир, о разочаровании в старших и самостоятельности.
Впрочем, вся новая работа Дэнни Бойла — лишь прелюдия к следующей ленте «28 лет спустя. Часть II: Костяной храм», которая должна выйти в 2026 году.
На данный же момент, лента, которую ждали с 2009 года, не выглядит чем-то цельным. Авторы начали кучу сюжетных линий, но закончили лишь одну — лишь ветка с болезнью матери главного героя Спайка приходит к логическому завершению.
Судя по количеству вброшенных идей, следующие «28 лет спустя» будут либо таким же винегретом, либо забудут про большую часть наработок из фильма 2025 года.
На данный момент Бойл заявил и совершенно не раскрыл следующие темы:
Зомби могут испытывать страх, обладают разумом на уровне обезьяны, а значит, согласно словам главных героев, могут иметь и душу.
Зомби живородящие, причем рожают они здоровых человеческих детей. Напомним, с начала эпидемии прошло 28 лет, поэтому даже не хочется думать, как живой труп мог забеременеть.
Другие группы выживших. Пока нам показали только группу островных лучников, но в финале главного героя спасают ниндзя-рэйверы (не шутка), что больше отдает «Безумным Максом», а не серьезным фильмом про разрушение мира.
Доктор Ян Кельсон и его храм костей. Да, мотивация этого персонажа раскрыта, но в нём явно есть некое двойное дно и, судя по названию следующего фильма, его нам раскроют позже.
Что касается новых героев, то самым приятным из них (во всех смыслах) является доктор Кельсон в исполнении Рэйфа Файнса. Ему и интересную предысторию прописали, и роль досталась ключевая, и актёр справляется с ней отлично. По лицу Файнса видно, что его персонаж постоянно борется с желанием сойти с ума на фоне происходящего, но пока рациональное мышление берет вверх.
Алфи Уильямс в роли 12-летнего Спайка поначалу смотрится хорошо, но, когда во втором акте ему бьют подростковые гормоны в голову, начинает натурально раздражать. Он делает ровно то, что ему под страхом смерти запрещали с детства и только рука сценариста отводит смерть от Спайка и тех, кто рядом с ним.
Аарон Тейлор-Джонсон мог бы стать отличным главным героем, но авторы сначала раскрывают его с самой лучшей стороны, а со второй половины сюжета просто забывают про персонажа до самых титров.
Именно Тейлор-Джонсон и оператор заставляют зрителя оставаться у экрана после первого часа. Далее «28 лет спустя» сильно проседают, но надежда увидеть что-то похожее на первые 60 минут не покидает.
Колоритные пейзажи здесь сменяются динамичными сценами погонь, а, чтобы убийства из лука смотрелись сочнее, было решено останавливать кадр каждый раз, когда стрела пробивает тело зомби. Получилось интересно, хоть в такие моменты и видна дешевизна реквизита.
Особенно стоит отметить музыку, за которую отвечала группа «Young Fathers». Музыкальные решения иногда удивительные, но потому и более интересные. В основном, это нарастающий эмбиент, перебиваемый чавкающими звуками. Растущий гул вместе с закадровым голосом, переходящим на истерику отлично готовит к дальнейшему просмотру, заряжая нужным настроением.
При этом, неясно, куда создатели потратили 70 миллионов долларов. Дорого выглядят только сцены с горами костей. В остальном фильм темный, действие происходит в лесу или обычных комнатах, зомби — просто перемазанные грязью голые люди.
Не могли же все деньги уйти на Рэйфа Файнса, который в «28 годах спустя» появляется на экране всего минут на 15.
Иными словами, смотреть «28 лет спустя» в 2025 году будет ошибкой. К релизу продолжения всё увиденное уже забудется и придется пересматривать заново. Возможно, просмотр обоих частей залпом оставит впечатления лучше, а то, что мы имеем сейчас внимания не достойно.
18+
Александр Губкин