Ссылки на предыдущие части доступны в прошлых материалах. 

Часть седьмая: Шпионские игры. 

Советский век поселил в стенах того, что осталось от Гостиных Дворов, всю свою идеологическую печатную машину. В башне и нижних палатах разместила станки типография имени революционера Склепина. Верхние палаты достались редакциям советских газет.

Надобно заметить, что и в красном Архангельске Гостиные Дворы долгое время оставались самым мощным городским строением на набережной Северной Двины. Коммунистические постройки в сравнении с ними выглядели неказисто. Мощные подоконники Гостиных Дворов журналисты и типографские работники использовали неожиданно. Ваш покорный слуга помнит, как подоконник башни служил «подчитчику» (была такая древняя типографская профессия) этаким рабочим кабинетиком.

Первая русская газета, известно, вышла при реформаторе всего и вся в России, Петре Великом. Первую типографию в нашем городе открыли наследники петербургского купца Горяйнова. Четверо рабочих набирали и печатали тексты на русском, немецком и английском! Следующая городская типография была государственной, работала с 1861 года, всего с двумя рабочими. В 1866 вошла в губернскую типографию. А первая городская газета, как школьница, вышла первого сентября 1862 года в виде «Архангельского городского листка».

«Архангельские губернские ведомости», «Архангельские епархиальные ведомости», «Архангельск», «Северное утро». Первая частная газета купца Черепанова «Архангельский листок справок и объявлений». Переплетались и толстые журналы: «Известия архангельского общества изучения Русского Севера», «Архангельские городские известия», «Известия Архангельского отделения императорского общества судоходства». В городе увидел свет листок революционно взбалмошных рабочих «Северное эхо». «Эхо» в Архангельске отозвалось хило. Единственным номером…

Красный век не преминул назвать типографию именем единственного революционера из архангельских печатников. Иван Склепин родился в Архангельске. Когда начались октябрьские события 1917 года, он был уже не безусым юнцом. Молодые мужчины осознают, что делают, отдают отчёт поступкам и понимают, за что несут наказание. Работник архангельской типографии Ваня Склепин в большевистский переворот рванулся сознательно. В руководители профсоюза печатников попал легко. В феврале 1918 года уже был революционером, большевиком, членом губернского комитета профсоюзов. Новая бодрая жизнь. Но острых ощущений всё равно не хватало. Натура требовала адреналина и экстрима.

Несмотря на то, что Октябрьский переворот семнадцатого года внешне мало отразился на городской жизни: красные флаги на правительственных зданиях не вывешивали, архангельскую власть Ленину никто не передавал, но в Архангельске существовало некое сообщество, именовавшее себя подпольщиками. Ваня ушёл в сие большевистское подполье, поспособствовал добыче печатной машины «Бостонка». Судя по всему, ребята чувствовали себя вольготно, коль позволяли иметь собственную подпольную типографию.

Но даже подпольная жизнь парню показалась скучноватой. Ваня Склепин рванул в… шпионы! Первый архангельский революционный разведчик. Как заправский шпион, по всем канонам жанра, молодой архангелогородец прошёл все этапы внедрения. Смоделировал ситуацию, чтоб мобилизовали в армию Белой гвардии, получил чин старшего унтер-офицера. Этот архангельский шпион, ни много, ни мало, проник в штаб командующего белогвардейскими войсками на Русском Севере. Устроился в святая святых военного мозга белого движения — наборщиком в штабную типографию.

Но и роль затаившегося в стане врага «крота» Ивана Склепина не устроила! Предпочел стать действующим разведчиком. Стащил в штабе группировки войск Белой гвардии карту-схему расположения белогвардейских и союзнических войск интервентов. Военный документ переправили в штаб Шестой армии красноармейцев. Не известно, использовали ли большевики сведения, добытые первым архангельским шпионом. Но 26 марта 1919 года шпионские игры кончились. Ивана Склепина вычислили, арестовали и расстреляли на Мхах.

Печально, когда жизнь человека обрывается трагично. Говорят, судьбу не выбирают. Но шпионскую её часть парень устроил себе сам. Возможно, Ивана Склепина утешило бы осознание, что весь красный век, пока жила в остатках Гостинки, на Русском гостином дворе, типография носила его фамилию. Фамилию первого архангельского шпиона. Или разведчика. Вышло точно по гению русской поэзии: «И на обломках самовластья напишут наши имена»… А потом сотрут…

В третьем тысячелетии Гостиные дворы Архангельска перешли в ведение городского музейного комплекса. Краеведческий музей творит научно-познавательные, творчески увлекательные, впечатляющие воображение выставки, кои, выпуская старину в сводчатые залы, совсем не отдают нафталином. Здесь органично уживаются воистину серьёзные открытия современности рядом с экспозициями того, в чём горожане обитали на своём собственном веку и что помнит их ушедшая юность. 

Продолжение следует.