Режиссер: Мэтт Шекман.
В главных ролях: Педро Паскаль, Ванесса Кирби, Эбон Мосс-Бакрак, Джозеф Куинн, Ральф Айнесон, Джулия Гарнер, Наташа Лионн, Пол Уолтер Хаузер.
Мировая премьера 23 июля 2025 года.
ДА, Я ПРОПЕЛ ГЛАВНУЮ ТЕМУ. Ух, с чего бы начать… наверное, стоит с главного: я сходил на фильм дважды. Дважды! Это уже кое-что да значит. Если вы помните мою рецензию на нового «Супермена», то знаете, как высоко я ставил тот фильм. Так вот — «Фантастическая Четверка: Первые шаги» (далее — «Ф4») вполне может составить ему конкуренцию за звание лучшего кинокомикса года, если не последних нескольких лет.
Марвел, мы вас не узнали
Кто бы мог подумать, что «Marvel» ещё способны на достойное, самостоятельное, стильное кино, которое не чувствуется как порция столовского гуляша из вчерашних идей. А ведь могут, когда хотят!
Фильм резко уходит от мучительного реализма последних лет, и с головой ныряет в сказочную комиксность. Герои — всемогущие, люди — мило туповаты, всё окутано ретрофутуризмом, который является не просто фоном, а самим нервом картины. И это работает. Работает на удивление бодро.
Фильм полностью автономен от основной киновселенной, потому что действие происходит на Земле-818. Поэтому, если вы ни разу не видели фильмы КВМ, вообще не беда — это не очередной душный ориджин, тут всё объясняется коротко и по делу, а потом — бац, и прошло четыре года, и вот уже основной сюжет разворачивается на полную катушку.
Кто в доме хозяин: знакомьтесь с героями
Если по существу — это история про супергеройскую семью, в которую входят:
• Рид Ричардс (он же Мистер Фантастик) — гений, умеющий растягивать своё тело до невозможных пределов. Воплощение мозговитого спокойствия.
• Сью Шторм — его жена, женщина невидимка, хозяйка силовых полей и икона классической женственности.
• Джонни Шторм — младший брат Сью, Человек-Факел. Пылает, летает, шутит. Живой, как утренний кофе.
• Бен Гримм, он же Существо — каменное сердце команды (буквально и метафорически). Крепкий, верный, трагичный в своём облике.
Они живут как одна большая семья, борются с проблемами, решают конфликты и в целом… живут лучше нас всех. Но покой, как известно, только снится: появляется вестница Шалла-Бал, которая предупреждает о надвигающемся Галактусе. И тут всё и начинается.
По-русски, по-доброму
Интересно, как наши граждане любят поносить Запад за «нетрадиционные ценности». Но если вы сходите на «Ф4», то рискуете испытать восторг патриота — столько тут традиционного, тёплого, почти родного.
Семья, защита детей, самопожертвование, единение, красивые женщины, сильные мужчины — в общем, всё, что мы так любим выкладывать в папку «настоящее кино».
Ванесса Кирби и Джулия Гарнер в ролях женских персонажей — ну просто бобушки-воробушки, загляденье.
А главное — никаких деконструкций. Герои не ломаются, не плачут, не ноют, они просто делают добро. Стильно, мощно и с лёгким флером ностальгии по утопии.
Звук, стиль и мурашки
Отдельный поклон саундтреку, особенно главной теме. Такие мурашки по позвоночнику, что хочется переслушать ещё раз уже в одиночку. Она как будто взята из какого-то мифического фильма детства, но в то же время звучит свежо и вдохновляюще.
Визуал — выше всяких похвал. Всё напоминает, что кино — это прежде всего стиль, атмосфера и душа. И тут всё на месте. Первые сцены — и ты уже знаешь, что будет хорошо. Ни гробовой серьёзности, ни псевдофилософии. Просто хорошее супергеройское кино, в котором всё работает на цельную эмоцию.
Но и ложечка дёгтя, разумеется
Фильм не идеален. Не хватает стройности. В некоторых моментах пояснения рвутся, логика событий местами хромает на одну каменную ногу. Но общее впечатление — в разы сильнее этих недочётов.
Кажется, «Marvel» наконец сообразили, что клепать по 6 фильмов в год — плохая идея, если в них нет души. Громовержцы это уже доказали, а теперь Ф4 окончательно укрепили надежду, что жанр жив и готов к перерождению. Причём делают это не за счёт постмодерна, а с помощью простых, честных историй, рассказанных с уважением к материалу и зрителю.
И да, чувствуется, что режиссёру дали подышать. Ушло это чувство, будто смотришь продукт с конвейера. Наоборот — видно, как люди работали с любовью, как вложились, как знали, что делают, и зачем это нужно. Это читается в каждом кадре. В каждом диалоге. В том, как камера задерживается на взгляде, как музыка акцентирует эмоции.
Вместо вывода
Если бы «Marvel» всегда работали с таким подходом — может, мы бы не зевали во время каждой второй премьеры. Но увы — прошлое не вернуть.
Теперь у студии есть шанс начать заново: с «Громовержцев», с «Фантастической Четвёрки», с, возможно, новых «Людей Икс».
Супергероика жива, просто мы по ней соскучились.
«Ф4» — тому живое доказательство. «Marvel», держите курс. Только не заиграйтесь снова.
16+
Валентин Язвов