Напомним, в конце июля жительница Архангельска поделилась жуткими кадрами с берега Северной Двины в районе порта Экономии. В этот раз река там не то что блестела радужной плёнкой — вода просто чёрная, как и береговая линия. Вонь стояла соответствующая. Не нужно никаких экспертиз, чтобы понять, что это нефтепродукты.
Впрочем, жители Архангельска уже отчаялись получить хоть какую-то реакцию от Северного управления Росприроднадзора, которое так и не прокомментировало случаи загрязнения нашей любимой реки в июне этого года.
Одна из наших читательниц после публикации поинтересовалась: почему в таких случаях вы акцентируете внимание именно на этом ведомстве?
Всё просто. Нас, как и подавляющее большинство горожан, до глубины души возмутила майская история с нефтяным пятном, три дня плывшим по Северной Двине.
Тогда региональный Росприроднадзор якобы провёл проверку и якобы нашёл виновника в образовании нефтяного пятна: и по версии проверяющих оказалось, что плёнка мазута, растянувшаяся от Хабарки до Кегострова, произошла из-за протечки в канистре с бензином у одного из архангельских лодочников.
Официальные источники на полном серьёзе утверждали, что простой северный мужик завёл себе личный танкер, не иначе, и тот внезапно дал течь. Или же нам предлагают поверить, что такое пятно способна родить 25-литровая канистра. Допускать подобное, значит считать, что в Росприроднадзоре работают прекрасные люди, едва ли считающие за людей всех остальных.
Да, от Минприроды (которое тогда, собственно, и сослалось на проверку Росприроднадзора), администрации Архангельска, природоохранной прокуратуры, правительства области вообще никакой реакции не последовало. Но в данном случае лучше уже молчание, чем лапша на уши. Хотя и всем вышеперечисленным тоже передаём большой привет и благодарим за проделанную работу. Сарказм, конечно.
Народ же хочет знать: чем вообще занимается ведомство мистера Горниха, что попросту игнорирует (судя по отсутствию каких-либо комментариев в публичном пространстве) проблемы в Архангельске? Может кому-то пора на выход, если он не справляется со своими обязанностями?
Напомним, что случаи загрязнения Северной Двины фиксировались также несколько раз в июне.
Однако единственная информация за всё лето, касающаяся столицы Поморья от Росприроднадзора — 9,2 млн рублей МУП «Городское благоустройство» должно будет выплатить за сброс неочищенных стоков в Северную Двину.
И это просто смешно.
Наверно, любой горожанин знает, в каком состоянии у нас находится ливнёвка. Штрафовать МУП за нанесённый реке ущерб реке можно хоть каждый месяц: дайте денег (ну хотя бы несколько миллиардов) — начнутся работы по реконструкции, ситуация исправится.
Аналогичная история в своё время происходила с МУП «Водоканал», которому тогда насчитали полтора миллиарда рублей экологического ущерба, что и привело к процедуре банкротства.
В целом же ситуация вырисовывается паскудная до жути: в Архангельске пафосно гремят экологические форумы, для детей проводят экоуроки, ответственные предприятия организуют уборку различных территорий, а кто-то берёт и буквально травит флору и фауну в реке, причём делают это с завидной регулярностью.
Ещё раз напомним, что за последние три месяца это как минимум четвёртый такой случай. С высокой долей вероятности, нефтепродукты в реку сливает кто-то из базирующихся там компаний и, думается, надзорным органам не должно бы составить большого труда вычислить виновника катастрофы. Если они этого не могут сделать, то их руководителям пора на выход, потому что происходящее не лезет ни в какие ворота.
Единственная реакция по ситуации в Экономии последовала от Минприроды лишь через сутки после того, как публикации и посты заполонили СМИ и соцсети.
«Нефтяное пятно находится на контроле сотрудников Балтийско-Арктического управления Росприроднадзора. Оперативно поддерживается связь как с ними, так и с ФГБУ „Морспасслужба“. Взяты пробы воды. Силами специалистов Морспасслужбы на месте разлива установлены боновые заграждения, вносится биоразлагаемый сорбент. Информация о разливе нефтепродуктов предана в транспортную полицию и МЧС», — заявила министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Анна Шевелева.
Редакция также направила запрос в Северное управление Росприроднадзора, однако там сообщили, что полномочия по государственному контролю на территории Архангельской области в отношении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в водоохранных зонах морей, на территории морских портов, в результате которой производится сброс сточных вод, отходов, загрязняющих веществ в море либо оказывается иное негативное воздействие на морскую среду, относится к компетенции Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора.
Кроме того, в ведомстве заявили, что наш запрос вообще не соответствует требованиям законодательства.
За всю историю существования редакции мы направили тысячи запросов в самые различные ведомства и инстанции самых различных уровней, и никто и никогда не отказывал нам в ответе, ссылаясь на некие требования.
Поступил запрос — отвечайте.
В СМИ и соцсетях пишут об экологических бедствиях — реагируйте.
Сейчас же к Росприродназору у северян нет абсолютно никакого уважения: как вы относитесь к людям, так и они к вам. Только гигантский нюанс в том, что ведомство существует на налоги, которые платим мы с вами. Так какой же наглостью надо обладать, чтобы тупо бездействовать или рассказывать сказки про лодочника, а на элементарные вопросы начинать расчёсывать одному из самых известных и авторитетных СМИ в Архангельской области, как составлять запрос.
Приличные ведомства вообще реагируют на публикации в СМИ, не дожидаясь запросов. Впрочем, может быть Горниху просто не понравились вопросы, поэтому мы публикуем их снова, чтобы люди знали, на что в Росприроднадзоре отказались давать ответы.
— Чем вообще занимается Северное межрегиональное управление Росприроднадзора?
— Проводились ли проверки по описанным выше случаям? Если да, то почему итоги проверок не были обнародованы? Если проверки не проводились, то по какой причине?
— Какова зарплата руководителя Северного межрегионального управления Росприроднадзора Горниха и его заместителей?
— Стыдно ли вам за вашу работу?
P. S. Портовые рабочие, между тем, рассказывают, что в районе Бревенника на иностранном судне в ночь со среды на четверг (аккурат в четверг утром и было замечено пятно) возникла тревога, суета. Портовые рабочие сообщили, дескать, начальству, что на судне происходит что-то необычное, но начальство, сославшись на то, что подниматься на иностранное судно не имеет право, спустило всё это дело на тормоза. По любому, судно уже ушло и если его команда и причастна к разливу топлива, то «поезд уже ушёл». Просто сама ситуация — она дикая и нелепая. Пятно есть, все его видят, а виновных нет. При этом количество природоохранных чиновников немерено.