Развитие портовой инфраструктуры российской Арктики для обеспечения функционирования трансарктического транспортного коридора и увеличения экспортного потенциала регионов стало ключевой темой совместного заседания комиссий госсовета РФ по направлениям «Международная кооперация и экспорт» и «Северный морской путь и Арктика».

Фото пресс-службы губернатора и правительства Архангельской областиФото пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области

Участие в совещании приняли министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, начальник Северной железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Рашид Сайбаталов, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Борис Ташимов и генеральный директор АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Артем Мирон.

Как отметил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, общий объем инвестиций, которые производятся сегодня крупнейшими российскими компаниями в Арктике, превышает 30 триллионов рублей.

— Основная масса этих инвестиций совершается для того, чтобы производить товары экспорта. И эти товары уедут на экспорт только по Северному морскому пути. А Северный морской путь, в свою очередь, возможен только при условии комплексного полноценного развития всего арктического региона, включая все транспортные связи и, конечно, прежде всего, сеть опорных населенных пунктов, где живут люди. Сегодня развитие Арктики вступает в новую эру, не только новую экономическую эру, потому что этот массив проектов, это по-настоящему поколенчески новый массив, сравнимый с тем, как когда-то наши предки поднимали Арктику, строя новые города, строя Норильск, Воркуту, строя гигантские предприятия, — сказал глава Минвостокразвития.

Александр Цыбульский, возглавляющий комиссию Госсовета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт», в свою очередь рассказал о потенциале Трансарктического транспортного коридора и его ключевом значении в работе по увеличению роста несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году не менее чем на две трети по сравнению с показателями 2023 года — эта задача, поставленная президентом России Владимиром Путиным.

Фото пресс-службы губернатора и правительства Архангельской областиФото пресс-службы губернатора и правительства Архангельской области

— В последнее время из-за такой изменившейся геополитической обстановки, надо сказать, что география экспорта российских товаров существенно изменилась. Мы выходим на новые рынки, но это непростая задача. Переориентация наших экспортеров на незнакомые, далеко находящиеся от нас рынки, это всегда непросто. Поэтому здесь сейчас крайне важно нам создать инфраструктуру, которая будет помогать нашим экспортерам. И именно в этом направлении, мне кажется, Северный морской путь и Трансарктический транспортный коридор сыграют важную роль, — отметил Александр Цыбульский.

Одним из ключевых преимуществ Трансарктического транспортного коридора, в первую очередь, является безопасность.

Нестабильность в Красном море уже изменила поведение глобальных операторов: часть грузов идёт в обход Суэцкого канала, через мыс Доброй Надежды. Если Россия не обеспечит альтернативные маршруты через Арктику, она может столкнуться с попыткой логистической изоляции. Именно поэтому Северный морской путь и Трансарктический транспортный коридор — это не просто инфраструктура, это стратегическая гарантия национального суверенитета в транспортной сфере. Трансарктический транспортный коридор в перспективе может стать основным узлом консолидации экспортных грузопотоков в страны БРИКС, лишенным рисков беспрепятственного прохождения судов через Датские и Черноморские проливы.

Второе преимущество — это более короткий период доставки, что важно для предприятий, ориентированныхна экспорт. Скорость доставки и отправки грузов через Трансарктический транспортный коридор по Северному морскому пути в КНР в среднем на 10-15 дней быстрее традиционного пути через Суэцкий Канал.

Третье — это отсутствие очередей для прохода, что характерно, например, для Суэцкого или Панамского каналов, где грузоотправители вынуждены длительно ожидать выхода судна и соответственно несут дополнительные фрахтовые расходы.

— Росморпорт прогнозирует к 2030 году наибольшее увеличение грузопотока по Севморпути через порты Арктики. Глобальная задача сейчас — сформировать полноценный транзитный коридор по-настоящему мирового уровня, который смог бы предоставлять то качество услуг, к которому сегодня привыкли наши экспортеры и грузоотправители. Для увеличения грузопотока по всему Севморпути до 100 миллионов тонн и более крайне важно выстроить сбалансированный эффективный логистический маршрут. И без опорных транзитных узлов эта задача не может быть решена — это первый шаг, который надо сделать. Если анализировать западный сектор российской Арктики, то, конечно, две таких точки — это Мурманск и Архангельск, которые обладают необходимым потенциалом, — подчеркнул Александр Цыбульский.

Сегодня Архангельская область активно развивает проект по транспортировке грузов в восточном направлении в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1», соединяющего Китай и Архангельск по железной дороге и Северному морскому пути. Длина маршрута составляет 1200 км по железной дороге и 6600 морских миль. Время доставки составляет 20–25 дней, что даёт до 55% экономии времени по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области сообщает, что в прошлом году в рамках «Арктического экспресса» было выполнено 10 рейсов — 5 экспортных и 5 импортных, через порты Шанхай, Тяньцзинь, Тайцан и Нанша. Общий объём перевозки составил 13,5 тысячи контейнеров. В этом году регион нацелен на подключение новых грузоотправителей и увеличение объемов контейнерных перевозок.

— Для того, чтобы Северный морской путь становился все более и более интересным для наших зарубежных партнеров, на мой взгляд, необходимо популяризировать мультимодальный маршрут «Арктический экспресс № 1» и вовлекать в него грузоотправителей из других регионов России и дружественных стран. Попрошу Российский экспортный центр на это обратить внимание, подумать над созданием отдельной маркетинговой программы, — отметил Александр Цыбульский.

Еще одной мерой поддержки для экспортеров, которая простимулирует «раскатку» данного маршрута может стать предоставление отдельной транспортной субсидии, позволяющей компенсировать часть логистических затрат при поставках за рубеж с использованием Северного морского пути.

— Экспортные субсидий для наших экспортеров сегодня жизненны важны. Если наша продукция сегодня не будут дополнительно стимулироваться в части поддержки себестоимости, то будут проигрывать товарам на зарубежных рынках. Мы должны искать форму поддержки наших экспортеров хотя бы на ближайшее время, пока они за счет эффекта масштаба себестоимость не снизят, — сказал Александр Цыбульский.