25 сентября 2024 года неподалёку от деревни Бычье Мезенского округа потерпел крушение вертолёт «Robinson R44». На борту находились депутат Архангельской городской Думы Сергей Сметанин и бизнесмен Алексей Семёнов. Оба в результате авиакатастрофы погибли.

Об инциденте стало известно лишь на следующий день, так как вылет вертолёта был несанкционированном: план полёта в центр по организации воздушного движения не направлялся. Близкие погибших предполагали, что Семёнов и Сметанин задержались на рыбалке, поэтому и тревогу забили не сразу. Обломки «Робинсона» и тела были обнаружены лишь днём 27 сентября.

Конечной целью полёта являлась деревня Карандашевская Приморского округа, однако вертолёт рухнул практически сразу после того, как поднялся в воздух, в нескольких километрах от деревни Бычье. 

30 сентября МАК сформировал комиссию по расследованию авиационного происшествия. 23 июля расследование было завершено, общественности явили окончательный отчёт, который мы изучили и выбрали из него самые важные моменты. 


Вертолёт Robinson R44 (далее — R44) RA-04168 базировался на площадке, расположенной в районе деревне Карандашевская Приморского округа Архангельской области.

25 сентября 2025 года на вертолёте было выполнено три полёта:

1) С 16:18 до 18:12 с Карандашевской до озера Вапш

2) С 18:18 до 18:48 с озера Вапш до деревни Езевец в Мезенском округе

3) С 19:04 до 19:29 с Езевца до деревни Бычье

Кто был за штурвалом во время этих трёх полётов установить не представляется возможным. Кто был за ним во время фатального четвёртого полёта МАК не сообщает, однако, исходя из ряда фактов, напрашивается вывод, что это был Семёнов. 

Так, в отчёте указано, что пассажир являлся бывшим собственником вертолёта R44 RA-04168, по сообщению очевидца, проживающего в Бычье, он ранее не раз управлял вертолётом.

Согласно письму заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СЗФО от 07.04.2025 № 10099: гражданин Ф. И. О. (пассажир) был привлечён к административной ответственности: за нарушение правил использования воздушного пространства по статье 11.4 КоАП РФ и за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов, по статье 11.5 КоАП РФ:

Так как известно, что Сметанин был неоднократно оштрафован за управление вертолётом без прав, нарушение правил использования воздушного пространства, а также в отчёте указан возраст пилота — 41 год (Сметанину было 49 лет), то можно предположить, что именно он был пассажиром, а Семёнов — пилотом. У него также не было ни лётного образования, ни необходимых свидетельств. 

Вот ещё факты из отчёта. 

«Робинсон» эксплуатировался со снятыми органами управления с левого кресла.

При осмотре комиссией вертолёта на месте происшествия, государственный и регистрационный опознавательные знаки были заклеены черным скотчем.

Метеоинформация у официального метеорологического органа не запрашивалась.

Уведомление на использование воздушного пространства, предусмотренное пунктом 124 ФП ИВП РФ, в органы ОрВД (Организация воздушного движения) не подавалось.

В отчёте говорится, что в топливных баках вертолёта находилась смесь авиационного бензина марки AVGAS 100 LL и автомобильного бензина, однако качество топлива в данном случае не могло повлиять на произошедшее, так как предыдущие три полёта в тот день были выполнены успешно. 

Последний взлёт вертолёта выполнен в 20:08 и был зафиксирован камерой мобильного телефона одного из очевидцев, проживающего в Бычье.

Пилот и пассажир обучение по программе первоначальной подготовки на вертолёте Robinson R44 не проходили, медицинский осмотр не проводился.  

ТО выполнялось в ООО «АВМ СЕРВИС» специалистами, имеющими действующие свидетельства специалистов по ТО ВС.

Последнее периодическое ТО по форме 100 ч/12 мес. было выполнено 05.10.2023.

Штатными средствами регистрации параметров полёта (самописцы) вертолёт оборудован не был.


Исходя из вышеизложенного, напрашивается логичный и печальный вывод: на то, кто и как летает в воздушном пространстве в районах Архангельской области (города Архангельской алгомерации всё-таки другая история) — всем контролирующим и надзорным органам по большей части пофигу. 

Того же Сметанина штрафовали за полёты на вертолёте, однако, с высокой долей вероятности, он продолжал садиться за штурвал. Сколько вообще полётов выполнил тот «Робинсон» — можно лишь гадать, так как никакие данные о его перемещениях куда следует не сообщались. Даже номера на вертолёте были заклеены, судя по всему, чтоб не «спалили».

Один из самых существенных моментов в отчёте — ни Сметанин, ни Семёнов не были пьяны. Этиловых, метиловых,
пропиловых, бутиловых и амиловых спиртов в их крови обнаружено не было. 

Что касается непосредственно самого инцидента. 

В отчёте указано, что первое столкновения вертолёта с деревьями произошло на удалении около 25 метров от места авиационного происшествия. Об этом свидетельствуют следы среза дерева лопастью несущего винта, а также фрагменты деревьев, находившихся по направлению движения вертолёта. 

Из заключения следует, что крушение, наиболее вероятно, произошло из-за потери пилотом видимости наземных ориентиров и естественного горизонта при полёте в условиях ночи над безориентирной лесистой местностью, что привело к столкновению с препятствиями (деревьями) и землёй.

Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали: