В данном материале будет очень часто повторяться слово «фестиваль», так как сил уже нет смотреть на то, как любое хоть сколько-нибудь культурное мероприятие обзывают фестивалем. Пусть силы кончатся и у читателя.  

У нас уже был фестиваль внутри фестиваля («Еда поморская» на «Белом июне»), есть спин-офф фестиваля («Эхо Белого июня»), фестиваль фестивалем погоняет, массовые, локальные, музыкальные, творческие, но, за редким исключением, все как на подбор пустые на контент. 

Пожалуй, апогеем бессмысленности, «прикольной» организации и отсутствия интереса у горожан стал пятничный ФЕСТИВАЛЬ уличного кино. Двенадцатый, на минуточку. 

Со стороны идея кажется вполне адекватной: вечером последнего буднего дня на неделе показать народу несколько короткометражек от малоизвестных авторов, дать зрителям почувствовать себя тонкими ценителями фестивального кино и всё это на свежем воздухе. 

На деле же оказалось, что «Фестиваль уличного кино» — не просто мусор, а один из самых эффективных способов слить маленькую часть своей жизни в пустоту. Дело в том, что сцену ко Дню ВМФ на Красной пристани Архангельска смонтировали, естественно, заранее. Так не пропадать же добру! Было решено с минимальными усилиями крутануть 4 коротких метра за полтора часа, назвать это фестивалем и добавить в отчетность культурных мероприятий. 

Мысль о бессмысленности кинопоказа на улице в городе с белыми ночами должна закрасться в голову любому, но только не организаторам. Им хватило ума не выводить фильмы на простыню через проектор, но на этом здравые идеи закончились.

Старт был назначен на 18:00 пятницы, что просто потрясающе. Работающие архангелогородцы только-только завершили трудовой день или всё еще у станка, солнце и не начинало клониться к закату, столбик термометра ползёт к 30 градусам, на улице ни ветерка. 

С такими вводными искушенному зрителю фестивального кино предлагается сесть на разогретый пластик стадионного креслица на трибуне, одной рукой прикрыться от солнца, бьющего в правый глаз, второй смахивать капельки пота с глаза левого. Напрячь надбровные дуги и стараться что-то разглядеть на малюсеньком экране с приличного расстояния. По задумке оргов так надо было высидеть 100 минут и умудриться что-то вынести в голове после увиденного. 

Лучшее качество изображения Лучшее качество изображения

Очень хочется посмотреть на тех, кто справился, ибо я еле досидел до конца второй короткометражки, но при этом продержался гораздо дольше многих. 

Что касается аудитории, то и она совсем не тематическая — не кинофестивальная. В пике на мероприятие пришло человек 40 и в большинстве своем это были бабушки, которые за любой движ, кроме голодовки. Они, как водится, пришли пораньше, но довольно быстро поняли, куда попали. Старушки перегрелись еще до начальных титров, в первые 10 минут осознали, что зрение не позволяет насладиться операторской работой и безо всякого уважения к творцам затеяли массовое паломничество к выходу. 

Вообще, именно зрители сделали этот фестиваль. Невероятно забавно было наблюдать, как люди один за другим встают и уходят, наплевав на все высокие материи. Вдумайтесь, чтобы не словить солнечный удар, надо было зайти в тень за трибуну, опереться на ограждение и в пространстве между креслами вглядываться в маленький экранчик. 

Самыми духовно богатыми выглядели девушки с бейджами на шеях. Видимо, представительницы организаторов кинофеста или кто-то из волонтеров. НО (!) даже они ливнули с этого шабаша до конца первого фильма. А он шел всего 21 минуту.

Когда солнце наконец стало клониться к горизонту, оно расположилось прямо за сценой и именно в этот момент выносить происходящее стало решительно невозможно. Оранжевый свет затмевал всё зрение, лоб устал сжимать веки, картинка на экранах пропала вовсе и мозг подал единственно верное решение — отлепить себя от стула и заняться чем-то более полезным. 

Если что, фильм уже идётЕсли что, фильм уже идёт

Единственный плюс — звук, но и его нельзя записать в плюс оргам кинофеста, ведь аппаратура была завезена для концерта в честь Дня ВМФ, а им просто повезло иметь дело со стадионным оборудованием. Даже конферанса не было никакого. Женский голос откуда-то из-за сцены объявил о начале показа, а после ленты включались одна за другой без пауз и обсуждений увиденного. 

Что-нибудь видно?Что-нибудь видно?

Говорить о фестивале фильмов без рассказа о самих картинах было бы неправильно, поэтому скажем пару слов и о них, но сначала запустим еще пару камешков в огород организаторов. Например, половина хронометража «Большой восьмерки» отдана под темные сцены. Угадайте, что видели архангелогородцы в эти моменты? Черный экран. 

Подбор лент также позабавил: та же «Восьмерка» построена на осенней хтони, а ты сидишь в шортах, плавишься на летнем солнце и смотришь на укутанных в пуховики героев на фоне серых хрущей и голых деревьев. При пересмотре фильма Ивана Соснина дома диссонанса в восприятии не возникло, а вот на уличном кинофестивале — вполне. 

Сам же фильм представляет из себя довольно простенькую и очень добрую историю про рабочего Ивана, строящего дорогу для важного саммита (название обретает двойное дно), который на несколько дней парализует весь город. Иван сильно любит собак, а его за это не любят ни соседи, ни коллеги. В их глазах главный герой просто прикармливает блоховозов, но Ваня считает своих песелей лучшими друзьями и ценит их больше людей. 

Основная драма строится на подготовке к саммиту, в рамках которой обещали потравить всех бездомных животных, чтобы «картинку не портили». По ходу сюжета Иван почти смиряется с необходимостью выпустить собак из тесной квартиры на милость отловщиков, но в последний момент животных получается пристроить к таким же людям, как и главный герой — разочаровавшимся в человечестве меланхоликам, нуждающимся в родственной душе. 

Песня на саундтрек выбрана просто отличная и улетает личный в плейлист. 

Вторая лента «Как разжечь потухший огонь» тоже о человеке с разбитым сердцем, пытающимся заполнить пустоту в душе помощью ближним. Если появится желание посмотреть, то вас ждет несколько историй, которые актеры проговаривают довольно искренне, а потом всё сплетается в добрый финал. 

И, казалось бы, может быть, хоть программа вытащит фест? Не-а. Архангелогородцам скормили совершенно неактуальное кино. В списке нет ни одного фильма, вышедшего после 2022 года. Например, Сергей Филатов, когда выпускал «Как разжечь потухший огонь» в 2021 году, был подающим надежду дебютантом, а в 2025-м уже имеет за плечами проект для массвого зрителя с Юрой Борисовым. «Большая восьмерка» была снята 5 (!) лет назад. 

То есть, нам подсунули старье из закромов, обернули в пафосное название «XII Фестиваль уличного кино» и кинули в лицо вообще без каких-либо стараний — просто забить экранное время. Экраны, кстати, такое себе — картинка лагает. 

P.S.

А на следующий день Архангельск ждал «Трудфест». Ещё один фестиваль. Господи, помоги нам грешным.

12+

Александр Губкин