Четыре года назад в Архангельской области стартовала реформа по замене удобных пригородных поездов на рельсовые автобусы с кричащим названием «Орлан». Людям обещали комфорт, сокращённое время пути и меньшую цену за билеты. К середине 2025-го ни одно из этих обещаний приведено в жизнь не было — стало только хуже.

На этих выходных автор данной статьи ехал с отцом на пригородном поезде Пукса — Архангельск. Учитывая инцидент на юге страны в Ростовской области, когда опаздывали в одно время сразу 132 поезда, можно было бы ожидать подарка (я хотел написать «здравого решения», но осёкся) от Российских железных дорог и их филиала на Волжской набережной, 59 в Ярославле, однако этого не случилось. 

«Дежурка» устало плелась с двумя сцепленными составами (это у них так называются вагоны). По прибытию в Обозерский стало понятно, что приключения только начинаются: в поезде яблоку было негде упасть. Я с трудом нашёл сидячее место для пожилого отца, а сам остался стоять на ногах, как и многие другие пассажиры, которым не хватило мест.

Вот вы чем думаете, боссы Северной железной дороги, сидя в Ярославле? Ладно Москва, у них своих проблем хватает — хотя чего уж тут, увольте, — вы-то почему на местах не можете разобраться? 

А Министерство транспорта Архангельской области чем занималось в условиях чрезвычайной ситуации? Что мешало выделить ещё дополнительные вагоны на пригородки, эти рельсовые гудящие как стадо только что заклеймённых мулов махины, когда стало ясно, что все южные поезда опаздывают на Север на 10 и более часов?

А, у вас же выходной был. И чего это мы, в самом-то деле!

Но это, как выяснилось, далеко не все фишки и фокусы. Я долгое время не ездил вообще на этих пригородных поездах, потому что ну их в одно место: гудят, едут медленно, от очень «удобных» спинок отваливается напрочь спина, — и теперь, поговорив с пассажирами, также ехавшими стоя, без особого удивления узнал, что в разгар сезона каждые выходные на пригородные электрички выделяется по два вагона. Всего два!

Остальные, по словам подключившихся к нашим беседам проводниц, находятся в ремонте. Каждый год в ремонте, как выяснилось. Машинисты вторят: мы-то ни при чём, типа, сейчас трёхвагонных составов вообще мало осталось, это же импортная техника (а наши умельцы даже такое чудо сконструировать не могут).

«Дочурка» РЖД — «Северная пригородная пассажирская компания» — вообще, по подсчётам, зарабатывает примерно миллиард рублей за полгода на одних только пассажирах пригородных поездов в Архангельской области. Да за такие деньги можно сделать настолько удобный и современный состав, что туалеты в нём будут не то что био, а из золота и серебра! 

Мы все понимаем простых работяг, мы же сами из таких. Никто (почти никто — кроме самых отпетых кретинов) не обвиняет ни машинистов, ни вагонников, ни проводниц или диспетчеров. Но на дворе воскресенье, а люди вынуждены ехать стоя. Пожилые северяне, дачники, дети — в том числе. 

А также домашние животные, кошки и собаки, которые от огромного скопления людей начинают нервничать и нервируют тем самым своих хозяев и всех вокруг. Но в минувшее воскресенье даже котики и собачки (за коих, к слову, тоже надо платить и предоставлять гору справок) угрюмо молчали — до такой степени все ехавшие были едины в своём мнении относительно Российских железных дорог, Северной железной дороги и Министерства транспорта региона. 

В Северную пассажирскую пригородную компанию люди звонят и пишут каждый год по нескольку сотен раз. Требуют не только увеличить квоту пригородных вагонов на Пуксу, Обозеру, Карпогоры и тд, но и чтобы в Онегу сделали нормальный поезд, ну или составность увеличили хотя бы по пятницам да понедельникам. Пишут и звонят в Минтранс Архангельской области. Всё бесполезно.

РЖД до такой степени молодцы, что поубирали сидячие вагоны в Смоленском поезде, во всех южных поездах (и уже давно). Итого в путь-дорогу или на битком забитой пригородке, или за баснословные тыщи на фирменных. Иного не дано. Постулат РЖД один: не нравится — сидите дома, как завещал легендарный футболист Роман Широков. 

***

Описывать, что за 50 км до Архангельска в поезде было просто не продохнуть, нет никакого смысла. Каждые выходные так. Каждые! 

Жители Архангельской области предлагают в ответ ввести дифференциацию цен в зависимости от занимаемого в пригородном поезде места: сидячие, стоячие, лежачие (и такое было), стоячие в тамбуре. А ещё предлагают вместо этих драных кресел «ноги-в-ноги» выделить вот такие вот походные стульчики. Ну, а что? Зато удобнее! И места будет больше. И РЖД сэкономят, что напрямую отразится на их чистой прибыли в Поморье…

Одно радует: северянки — действительно одни из самых красивых представительниц прекрасной половины человечества, и можно было во время пути любоваться ими (помимо прелестей природы за окном), ибо они, даже уставшие, выглядят на диво прелестно.

Ну, а поморы приглашают министра транспорта Архангельской области Сергея Роднева, начальника Северной железной дороги Рашида Сайбаталова и генерального директора Российских железных дорог Сергея Белозёрова прокатиться в пятницу вечерком от Архангельска до Онеги на быстроходной онежской дежурке. Потом в воскресенье — из Онеги сначала до Обозерской, а оттуда на дежурке Пукса — Архангельск. 

Впечатления гарантированы. 

Михаил Майстренко