На этой неделе электросамокаты полностью запретили на территории города Благовещенска Амурской области. Жителей попросту достали беспредельщики, рассекающие на этих двухколёсных транспортных средствах. 

«Мы пытались выстроить диалог с операторами электросамокатов, но ничего из этого не вышло. Сначала ограничили передвижение в центре, что встретило массовую поддержку горожан, уставших от хаотичного движения электросамокатов. Однако проблема не исчезла — она переместилась в другие районы города, где поток СИМ стал ещё более бесконтрольным», — заявил глава Благовещенска Олег Имамеев. 

Под удар, что очевидно, попали не только сервисы кикшеринга, но и владельцы личных СИМ. Теперь на них нельзя ни кататься, ни размещать на улицах. 

За нарушение предусмотрен штраф до 150 тысяч рублей для юрлиц, для граждан от 2000 до 5000 рублей. 

Причём под запрет попали не только электросамокаты, а средства индивидуальной мобильности вообще: гироскутеры, моноколёса, сегвеи и даже электроскейтборды. 

Отчасти схожая ситуация сложилась в Елабуге (Татарстан), но там запретили именно прокат электросамокатов, что выглядит более логичной мерой, а в Санкт-Петебурге запретили парковку электросамокатов в ряде районов.

Первым из городов войну СИМ объявили в Перми ещё в прошлом году. Де-юре электросамокаты там не запретили, но парковать их в центральных районах города нельзя. А если бросить в неположенном месте — нужно платить полторы тысячи рублей за эвакуацию и по сотке в день за нахождение на штрафстоянке. Так что де-факто проката электросамокатов на родине реальных пацанов также больше нет.

В Архангельске ситуация в этом году с одной стороны будто устаканилась (число ДТП с участием СИМ сократилось), с другой — в город зашёл новый сервис кикшеринга «Whoosh», отличающийся от предшественников тем, что парковать их самокаты можно буквально на каждом перекрёстке центральной части города (на окраинах хотя бы не везде). 

С одной стороны, это удобно, но в основном на этих СИМ гоняют подростки, и если на широкой набережной с ними граждане более менее смирились, то теперь от них приходится шарахаться по всему Архангельску.

Естественно, малолетние ездюки не особо волнуются по поводу того, что доставляют неудобства как гоняя на высокой скорости по пешеходным зонам, так и кидая самокаты прямо посреди тротуаров.

Особо граждан возмущает тот факт, что парковку самокатов организовали прямо возле Успенской церкви на улице Логинова.

Стоящие жёлтые агрегаты смотрятся здесь откровенно инородным телом, смущая не только верующих людей.
Примечательно, что пользоваться самокатами «Whoosh» можно только с 16 лет. Вот что написано на сайте сервиса:

«Наши самокаты слишком мощные и большие для детей. Они весят до 35 кг и разгоняются до 25 км/ч — ребёнок может не справиться с управлением. Поэтому кататься могут только пользователи старше 16 лет в режиме Эко или Драйв. В Москве и Иркутске арендовать скутер получится только с 18 лет».

Думается, все и так понимают, что подростки младше указанного возраста класть хотели на эти ограничения, и без всяких угрызений совести рассекают по улицам Архангельска, огрызаясь на замечания в их адрес.

Добавим, что по данным ИАС «Seldon.Basis», за 2024 год ООО «ВУШ» продемонстрировало прибыль в 494 млн рублей, на балансе — 17,78 млрд рублей.

У сервиса «Whoosh» около 30,3 млн зарегистрированных аккаунтов, по сравнению с 24,1 млн год назад, рост на 26%.

По состоянию на 25 июня 2025 года сервис «Whoosh» присутствует в 70 локациях по сравнению с 60 год назад. 

Из вышеизложенного понятно, что кикшеринг очень прибыльный бизнес, поэтому возникает логичный вопрос: почему занимающиеся этим люди не хотят вложиться в безопасность как арендаторов, так и простых граждан?

Речь сейчас даже не о создании инфраструктуры для СИМ, которой в Архангельске попросту нет. Самокатчики гоняют везде, где душе заблагорассудится, в том числе и на проезжей части. 

Во-первых, запрещать, конечно, ничего не надо. По такой логике надо закрыть к чёрту участок М8 от Архангельска до Северодвинска, где люди калечатся и мрут по несколько раз за неделю. 

Нужны ли вводить права на СИМ? Наверно не стоит. А вот обязательный инструктаж пройти и расписаться — почему бы и нет? Тем более, что сделать это в теории можно онлайн. 

Во-вторых, определённо нужно ввести гораздо более серьёзные штрафы за езду на СИМ тем, кому младше 16 лет (точнее их родителям) и тем, кто ездит вдвоём на одном самокате. Да и за быструю езду по тротуарам тоже не мешало бы. Благо на карте отображается передвижение самоката и можно ограничивать скорость на том или ином участке. 

В-третьих, ограничить места парковки самокатов и максимальную скорость. Раньше их ставили в нескольких местах на набережной и в центре, сейчас же они реально повсюду, и количество подростков, гоняющих по тротуарам по всему городу, резко увеличилось. 

Можно завести речь о выделении дорожек под СИМ, но у нас по всему городу всего одна велодорожка на набережной, и то по ней чаще ходят мамочки с колясками, нежели катаются те, кто должен. 

На самом-то деле всё очевидно. Если люди начнут на них повально расшибаться или давить пешеходов — запретят и в Архангельске. Ну, а на нет и суда нет. 

Мнение главреда Ильи Азовского:

Запретить все эти СИМы. Запретить, пока не построят всю необходимую инфраструктуру, в том числе специальные дорожки. Как в Эмиратах.

А как иначе: на дорогах СИМы мешают, на тротуарах тоже мешают. Значит, нет им места.

Это травмоопасный транспорт, опасное для жизни и здоровья граждан явление. Как наркотики, как ножи «финки», как бойцовские собаки без намордников. Это всё запрещено, значит и СИМы надо запретить.

Сделать инфраструктуру, а потом разрешать снова. Причём инфраструктуру создавать как за счёт бюджета, так и за счёт кикшеринговых компаний на условиях государственно-частного партнёрства.

И это будет справедливо: кикшеринговые фирмы богатеют, значит должны делиться — пусть поучаствуют в создании среды, а потом колбасят деньги сколько угодно.

P.S. Мнения граждан по поводу запрета СИМ в Архангельске разделились, но по большей части отношение к ним негативное.