Прибыл ваш покорный слуга на место действия к 13:30. Праздник, согласно афише, начался в 12:30. Но вот беда — ни толп, ни веселья, ни праздника не было и в помине. А мероприятие это, напомним, проводилось за бюджетные деньги. Люди прохаживались мимо, посматривали на пустынный двор и переспрашивали: «А что тут у вас происходит?», «Будет ли экскурсия?». 

И эти вопросы были абсолютно логичны, ведь в обозримом пространстве ничего не происходило. Хотя афиша сулила: мастер-классы, экскурсии, исторические реконструкции и прочие активности. Казалось бы, готовься удивляться. Удивление, впрочем, случилось. Но не то, которое ожидаешь от слова «праздник».

Особый интерес вызвал загадочный медиа-подкаст «Призраки Новодвинской крепости», который был любезно предоставлен небезызвестным Сергеем Самодовым и делался с актёрами архангельского драматического театра. Эм… окей. Звучит занятно. Давайте разбираться.

Начнём с того, что на 14:00 на данный «продукт» было куплено всего три билета из двадцати, что уже как бы намекает на «повышенный» интерес публики. И это с учётом того, что один из этих билетов был куплен вашим покорным слугой по наводке нашего главреда. Как-то грустно, не находите?

Собрались мы втроём: я и две прекрасные дамы. Стоим, ждём, когда квест начнётся. Подходит к нам женщина, которая сразу оговорилась, что экскурсоводом не является. Она — просто «вводная часть», а дальше нас отпустили в свободное плавание. Вручаются две бумажки: путеводитель и QR-код, ведущий к телеграм-боту. Именно бот должен сопровождать нас по маршруту из 13 медиафайлов.

Но вот незадача — интернет в здании отсутствует напрочь, бот отказывается работать, файлы не грузятся. Нам предлагают выйти на улицу, «загрузить всё и сразу», прослушать начало под открытым небом. Что ж, ладно. Окей. Уже почти привычно, что технологии в культурной среде Архангельска работают примерно как деревянный автомат.

Отдельный сюрприз: продукту, оказывается, два года, и создавался он вообще-то для маршрута от Архангельска до самой крепости, а не для прогулки по гостиным дворам. Название его в оригинале — «Призраки Петровской крепости». Отсюда и атмосферные проблемы: последние 8 медиафайлов мы были вынуждены слушать в одном и том же зале, ковыряя взглядом одни и те же витрины. Атмосферка, где ты?

Поднявшись на второй этаж, встретили женщину, которая бодро предложила проводить нас до следующей точки. Мы пошли. Шли недолго, но вскоре дама призналась, что не знает, кто мы такие, куда идём и что это вообще за медиа-подкаст. Посмотрела на листок-путеводитель с интересом, вздохнула и скрылась в неизвестном направлении. Оставила нас на волю судьбы. Хорошо, что моя команда не страдала пространственным кретинизмом — сориентировались быстро.

О содержании самого «продукта»:

Два зала с экспозициями, никак не подготовленными к мероприятию. Восьми заключительным аудиофрагментам пришлось, как говорится, искать смысл в пустоте. Атмосфера — мимо, подача — спорная, вовлечённость — на уровне музея фискальных чеков.

Полтора часа мы были вынуждены слушать, как Дмитрий Беляков с непонятным акцентом, якобы немецким, в роли Георга Эрнста Резе читает заготовленный текст. Явно не на те 400 рублей, которые запросили за билет на данный «продукт». Ивана Братушева было настолько плохо слышно в плане качества звука, что будто бы Самодов должен сам доплачивать посетителям за данную экскурсию… ой, простите, ЗА МЕДИА-ПОДКАСТ. Фи.

Примерно половину хронометража составляют песни, которые оказались приятной отдушиной — единственным ценным артефактом.

Финал нам предложили послушать во внутреннем дворе Гостиных дворов, который почему-то был закрыт по техническим причинам до 18:00, и простых смертных туда не пускали. Ну да ладно. Сам финал, как и начало, был озвучен Марией Беднарчик, рассыпавшейся в благодарностях за пройденную экскурсию по Новодвинской крепости… ой, по Гостиным дворам, конечно же. Прозвучала очередная песенка, и на этом наш поход был окончен.

После завершения я пообщался с моими спутницами — подружками Ириной и Катей.

— Как вас вообще сюда занесло?

 — Увидела объявление «ВКонтакте», позвала подругу.

— А я была в прошлом году в Новодвинской крепости, но она была закрыта. Захотелось узнать о ней побольше.

— Узнали?

 — Узнала, план шведской войны, пушки посмотрела. Но, конечно, интересней было бы на самой крепости.

 — Да, туда бы добраться. Тут не то.

— Как вам формат?

 — Слишком много музыки, ближе к концу скучновато.

 — Формат, может, и уместен для самой крепости, но точно не для гостей города.

— Стоит своих денег?

 — Мы считаем, что красная цена — 200 рублей. Но с учётом того, что медиафайлы остаются с тобой, в принципе, не жалко.

Данный экскурсосодержащий продукт был бы уместен непосредственно на территории Новодвинской крепости, но уж никак не в Гостиных дворах. Желание господина Самодова срубить баблишка на данном продукте двухлетней давности заставляет задуматься — сколько же было отмыто бабла в процессе? Никому не советую. Это история не про культуру, а про наживу.

В заключение хотелось бы пройтись по остальным предложенным развлечениям. Например, мастер-классы. Что там с ними? Ха. Конечно же всё платно. А вы как думали? Цены начинаются от 350 рублей. Потолок неизвестен, но самый дорогой ценник был обнаружен мной на мастер-классе по плетению полотенца — 500 рублей. 5 человек-участников. Негусто.

Ну и ещё один интересный факт про жадность господ. Прямо перед моими глазами к кассе подошла молодая семья с ребёнком — девочкой лет шести. Спросили про мастер-класс для девочки по созданию авторского стикерпака (кринж). Уплатили 350 рублей. НО! Родителей с ребёнком не пустили — взрослых отправили погулять. Для кого-то, может, это и плюс — отдохнуть от своего чада, но если вдруг ты — участливый и заботливый родитель — будь добр, отбашляй ещё минимум 350 рубликов, дабы отправить с ребёнком маму или папу. Даже если сам мастер-класс тебе не сдался. Ну, а что? Правильно. Год семьи прошёл — пора и честь знать.

Финальный аккорд:

День Новодвинской крепости — это абсолютно унылое произведение не совсем эффективных менеджеров, которым очень хочется навариться на семейных и на наших традиционных ценностях. Абсолютно ничего святого: всё платно, скучно и без вовлечённости. Отсюда и количество проданных билетов, и, в целом, количество посетителей — крайне близкое к нулю.

При возможности, обходите стороной. Пока господа эффективные менеджеры не одумаются, не исправятся и не предложат горожанам что-то действительно стоящее. Мы не псы — мы люди.

Валентин Язвов