На этой неделе стало известно, что одно из самых резонансных уголовных дел за минувший год перешло в стадию ожидаемой развязки — в Северодвинске городской суд приступил к рассмотрению дела Евгения Берга. Казалось, что процесс не будет долгим и совсем скоро Берг окажется в местах не столь отдалённых. Но не тут-то было.
Подсудимый не стал дожидаться ожидаемого вердикта, после чего принял решение подписать контракт с ВС РФ и убыть в зону СВО. Почему эта история получила широкий резонанс — рассказываем в нашем материале.
Сразу оговоримся — северодвинец — не герой этой публикации. Его случай приведен исключительно ради примера. Похожих историй пруд пруди. Просто эта очень свежа. И она здесь, в Архангельской области.

Сперва напомним, что Евгений Берг обвинялся в убийстве своего знакомого Эмиля Мовсесяна. Сюжет этой драмы вполне подошел бы для детективного романа: бывшие супруги, их общий знакомый, ревность и жуткая месть…
Осенью прошлого года следователи объявили Берга в розыск. В октябре 2024-го он выстрелил в голову 30-летнему Мовсесяну, отправив мужчину на тот свет. Вскоре после инцидента убийца скрылся.

В ходе проведенных сотрудниками полиции (работали как наши, так и их южные коллеги) оперативно-разыскных работ было установлено место нахождения Берга — нашли его в Новороссийске, после чего доставили в Северодвинск. Прошло время, и душегуб оказался на скамье подсудимых.

Теперь же вместо потенциально строгого режима и ОЧЕНЬ долгих лет жизни за решёткой Берг отправится в зону спецоперации, где будет защищать интересы страны. Хорошо это или нет, судить не нам, но факт остается фактом. Берг не первый и не последний, кто принял такое решение. Понимает ли он, что его ждет на СВО? Скорее всего, да. Мог ли он просто дождаться приговора и отправиться в тюрьму? Безусловно.
О вопросах про искупление вины кровью и о том, что убитого Мовсесяна уже не вернешь, можно рассуждать до бесконечности. Но искупление вины кровью всегда считалось нормой. Родным жертвы от решения Берга, к слову, легче не станет. Мы понимаем. Все теряли близких.
Но давайте поговорим о людях с похожей судьбой. Человек уходит на войну. Какой бы он ни был. Там произойти может всё. Вплоть да возвращения домой. Кем же станут преступившие однажды закон люди в будущем? Мы сейчас говорим не про моральную точку зрения. А юридически.
Каков будет их процессуальный статус? Будут ли он ограничены в каких-либо правах? Будут ли находиться на карандаше у правоохранительных и надзорных органов? Давайте разбираться.
Вообще, момент с заключением контракта можно разделить на две части — ДО вступления приговора в законную силу и ПОСЛЕ.
Если приговор в силу не вступил. Уголовное дело в отношении обвиняемого (или подсудимого) прекращается после ходатайства командира воинской части, к которой приписан боец. Правда для этого должны быть соблюдены следующие условия: получение государственной награды, состояние здоровья, возраст (что редко) или окончание военного конфликта. В любом случае у человека не будет других вариантов, как дослужить до конца. А дальше только ходатайство командира и «привет» свободная жизнь.
Приговор в законную силу вступил. Судимость снимается при тех же описанных выше обстоятельствах, но на момент несения службы в рядах ВС РФ боец освобождается от наказания условно.
Затем, как мы отметили выше, человек возвращается в социум со всеми правами, гарантированными ему в Конституции страны. И без судимости. Вторая жизнь. Второй шанс, если угодно. Можно хоть в депутаты избираться.
Другой вопрос, как общество их примет? И здесь опять можно углубиться во всевозможные морально-этические тонкости, но важно, что ни в каких правах эти граждане ограничены не будут.
Окажутся ли они на каком-либо учете у правоохранительных и надзорных органов ? Мы можем лишь предположить, что какое-то вниманием к ним всё-таки будет. Не исключено, что такие директивы имеются. И это логично.
В любом случае, реальность сейчас такая: стране необходимы защитники. Даже те, кто преступил закон. Фронту нужны операторы дронов, артиллеристы, саперы, штурмовики и так далее. Где окажутся без пяти минут преступники и как они себя проявят — одному Богу известно.
P.S.
Ранее стало известно, что на СВО отправился Олег Пугин — бывший заместитель директора ООО «Спецавтохозяйство по уборке города». Он был фигурантом скандального уголовного дела, а отбывать наказание отправился Владислав Шевцов — бывший заместитель главы Архангельска по городскому хозяйству.
А еще в середине марта мы писали о том, что в Архангельске осудили дебошира, устроившего кровавую резню возле «Бара 29», в ходе которой был убит человек. Виновника осудили к 13 годам лишения свободы. Однако в апреле, как нам стало известно, дело было приостановлено в связи с уходом гражданина на СВО.