Со вчерашнего вечера в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске, а также соседних округах начались проблемы с интернетом. Первым из операторов «отвалился» «МегаФон», через несколько часов «полегли» остальные операторы. Что примечательно — жалобы поступают не повально: у некоторых граждан все работает нормально, причём сообщают об этом пользователи всех операторов связи. У большинства же не работает не только интернет, но и GSM, то бишь даже дозвониться нельзя.
Никаких комментариев от органов власти до сих пор не поступило, что, мягко говоря, выводит людей из себя.
Северяне не могут расплатиться в магазинах (многие уже давно не таскают с собой ни карт, ни налички), парализована работа таксистов, пользующихся приложениями (таких также большинство), короче, все, чья работа завязана на мобильном интернете, жутко злы с утра и ищут в соцсетях и СМИ хоть какую-то информацию. Но её просто нет.
Очевидно, что никаких действительно внятных объяснений с указанием конкретных причин всё равно не последует, но в других регионах людям давали хоть какую-то информацию.
К примеру, в минувшие выходные, когда аналогичная ситуация произошла в Ленобласти, губернатор Александр Дрозденко сообщил:
«Внимание, объявлена опасность БПЛА в воздушном пространстве Ленинградской области. В некоторых районах возможно частичное понижения сигнала с 4G до 2G.
Внимание, объявлена опасность БПЛА в воздушном пространстве Ленинградской области».
В Волгоградской области заявили следующее:
«Данные меры связаны с вопросами обеспечения комплексной безопасности, при этом они носят временный характер и, как правило, касаются отдельных территорий. Просим жителей Волгоградской области отнестись к данным мерам с пониманием. Поскольку это напрямую связано с безопасностью жителей и объектов инфраструктуры. Подчеркнем, что остальные мобильные сервисы остаются в такие периоды для жителей доступными».
В Омской области наблюдались проблемы с мобильным интернетом в начале июня. Тамошний глава Виталий Хоценко заявил:
«Вижу все ваши сообщения по поводу проблем с мобильной связью и мобильным интернетом. Текущая ситуация касается в первую очередь решения вопросов нашей с вами безопасности, а это самое главное. Прошу отнестись с пониманием».
В Саратовской области мобильная Сеть сбоит уже неделю. И, судя по заявлению губернатора Романа Бусаргина, дела обстоят в перспективе совсем не радужно. У него один из самых развёрнутых комментариев по ситуации среди глав регионов:
«Временное ограничение мобильного интернета — необходимая дополнительная мера защиты при возможной угрозе атаки БПЛА. С этим, безусловно, связаны определенные неудобства, однако вопросы безопасности жителей, социальных и промышленных объектов — первоочередная задача.
Чтобы снизить неудобства для жителей, поручил министерству цифрового развития сформировать предложения по расширению сети уличных точек с бесплатным Wi-Fi. Необходимо охватить ей как можно больше участков, повысив доступность проводного интернета, на который не распространяются ограничения. Одновременно с этим для удобства жителей Энгельса и Саратова будет создана и опубликована карта с уже функционирующими точками доступа.
Профильный зампред в ближайшее время также проведет переговоры с банковским сектором и предпринимательским сообществом. Темой для обсуждения станет проработка решений по увеличению количества банкоматов и терминалов оплаты, работающих от проводной связи».
Можно предположить, что проблема в ближайшее время не исчезнет или будет проявляться время от времени в самые неожиданные моменты, и всё, что сейчас можно посоветовать гостям и жителям Архангельской агломерации, Холмогорского и Приморского округов (да и вообще России, так как аналогичные проблемы фиксируются по всей стране) — пользоваться интернетом через Wi-Fi в моменты шатдауна, носить с собой карты и налички и наслаждаться жизнью без телефона на улице.
Конечно, у граждан возникает логичный вопрос: СВО идёт уже три года, почему глушить связь из-за угрозы БПЛА начали только сейчас? Можно лишь предполагать, что появились и внедрились какие-то новые технологии.
Ряд экспертов высказывает мнение, что отключение мобильного интернета на регулярной основе нанесёт куда больше вреда, нежели последствия атаки вражеских беспилотников, которых в Поморье за всё время спецоперации вроде как не было. Впрочем, там наверху, наверно, знают лучше.
P. S. Как стало известно редакции, министр связи Павел Окладников записал на видео комментарий по ситуации, сейчас его смонтируют, согласуют и явят миру. Кроме того, на момент публикации материала, интернет у большинства пользователей восстановился.
P. P. S. Как сообщают нам компетентные источники, мобильный интернет в Архангельске и окрестностях будут ограничивать до 2G по ночам и примерно до 10 часов.
P.P.P.S. Спустя 15 часов после того, как проблема с мобильным интернетом стала массовой министр связи Архангельской области Павел Окладников прокомментировал ситуацию:
«В связи с мерами, направленными на обеспечение безопасности в регионе, возможны временные ограничения доступа к мобильному интернету в формате 4G и 3G. Просим отнестись к ситуации с пониманием. Безопасность жителей — наш приоритет»
Как отметили в министерстве связи и информационных технологий Архангельской области, ограничение распространяется только на передачу данных по сети Интернет с использованием вышек связи.
Проводные сети работают в обычном режиме, а значит, принятые меры не влияют на работу роутеров, обеспечивающих передачу данных с использованием технологии WI-FI и компьютеры, подключенные к проводной сети.
Учитывая, что комментарий ровно такой же, как у чиновников из других субъектов федерации, хочется спросить у министра Окладникова: почему так долго отвечали? Про то, что никакой конкретики и ясности это сообщение для граждан не несёт, как и какой-либо новой информации, мы просто промолчим. И на том спасибо.
Комментарий главреда ИА «Эхо Севера» и «Правды Северо-Запада» Ильи Азовского:
Ну вот собственно и всё, что нужно знать о современных цифровых технологиях, IT, «Цифровой России», «цифровой экономике», «цифровом рубле», инновациях.
Это даже не коллапс. Это ПИ****. Причём полный.
На стоп встало всё: не купить кофе в кофе-аппарате «Хохоро», не оплатить покупку в магазине через мобильный, не узнать погоду с утра. В автобусе с утра на работу не доехать — оплата не проходит.
Главное — не поговорить. Ведь мы отвыкли общаться глаза в глаза, встречаться на улице, в кафе. Мы общаемся уже даже не по телефону, а сообщениями.
А какой грустный выдался вечер — в любимый «ВК» не войти, гавёшку в комментах никому не оставить, не прокомментировать своим свиным рылом политическую обстановку.
Вот, граждане, мы и приплыли. И как же хорошо тем, кто помнит СССР. Информация вся из любимой газеты (рекомендуем «Правду Северо-Запада»), новости из программы «Время», тихие семейные вечера без сидения в Интернете, общение с соседями на лестничной клетке, а не в домовом чате, встречи с друзьями, стационарные телефоны. Наличные деньги, запах хрустящих купюры, вонь засаленных ассигнаций, кошельки-лопатники.
И никаких телефонных мошенников, только цыгане на улицах и гопстопщики в подворотнях, но этого уже не будет (не те поколения).
Короче, back in USSR и вспоминаем «Битлз»:
«Iʼm back in the USSR,
You donʼt know how lucky you are, boys.
Back in the USSR».
Что по-русски означает:
«Я возвратился в Союз —
От счастья бесится пульс мой…
Я вернулся в Союз!»