Режиссер: Пенни Маршалл.

В ролях: Роберт Де Ниро, Робин Уильямс, Джон Хёрд, Джули Кавнер, Пенелопа Энн Миллер, Макс фон Сюдов, Брэдли Уитфорд.

Премьера 12 декабря 1990 года.

Как думаете, какая любимая роль у живой легенды Роберта Де Ниро? Может быть, прославивший его «Таксист», или известные всем и каждому «Славные парни»? Как бы не так. Сам актер признавался, что сильнее всего ему нравилось играть парализованного взрослого ребенка в драме «Пробуждение», снятого по книгам одного из самых известных неврологов ХХ века — Оливера Сакса.

Сам Сакс заслуживает внимания гораздо сильнее, чем большинство фильмов с этой планеты, ведь его книги — это невероятно человеколюбивое описание довольно страшных вещей. Он как никто лучше готовит читателя к неизбежной деменции, заботливо напоминая, что это далеко не самое страшное расстройство ума, которым может страдать человек.

Например, его сборник клинических историй «Человек, который принял жену за шляпу» — рассказ о больных для здоровых. На примере самых интересных случаев в его практике врач учит пока еще адекватных людей не ставить крест на родных, лишившихся части рассудка. И да, один из его героев действительно каждое утро пытался надеть жену, принимая её за шляпу. На любимого персонажа Де Ниро больше похож другой пациент — глубокий старик, в 70-х годах всё ещё желавший вернуться на фронт Второй Мировой, искренне недоумевающий, почему его — молодого парня — держат какие-то мозгоправы, когда в Европе сражаются его друзья.

Иными словами, рекомендуем к прочтению. Из книг Сакса можно многое узнать о личности человека и осознать грустное: те, кто считают себя адекватными и правильными членами общества, внутри являются лишь набором одобряемых социальных конструктов. Когда же мозг начинает творить, пытаясь залечить особо глубокую психотравму, вот тогда человек становится по-настоящему интересным.

«Пробуждение» снят по другой, но не менее известной одноименной книге Сакса. В фильме довольно автобиографичную роль самого молодого Оливера играет не менее прекрасный Робин Уильямс и именно их дуэт с Де Ниро должен служить главным аргументом к просмотру для тех, кто не знаком с первоисточником.

Уильямс собаку съел на подобных добрых и чувствительных к чужому горю героях и в образе единственного человеколюбивого врача на всю больницу смотрится замечательно.

По сюжету молодой медик-теоретик впервые сталкивается с практикой на закате эпохи американских психлечебниц. Большинство его пациентов — живые мертвецы, полностью или почти полностью утратившие когнитивные функции в результате расстройств или намеренно забитых препаратами до состояния овощей.

К 70-м годам американская медицина, кажется, смирилась с мыслью «человеческий разум — потемки» и лишь «стабилизировала» больных в случае активной фазы их расстройств, а тех, кто сам по себе пассивен, так и оставляли доживать свой век наедине с безумием.

Лейтмотивом фильма становится борьба доктора Сейера (Сакса) с последствиями летаргического энцефалита — болезни, прокатившейся по Европе и США в начале ХХ века, убившей порядка двух миллионов человек и превратившей в живых призраков еще порядка трех миллионов.

Если больной не умирал сразу, то, условно говоря, застревал где-то между мирами: тело работало на рефлексах, а мозг пребывал в состоянии похожем на сон. Общество же предпочло забыть этих людей, потому что, цитируя профессора из фильма, — «Если мы представим, что они не спят, это будет слишком страшно». А они не спали. Всё это время.

При прочтении «Пробуждения» образы больных сглаживаются мягким стилем повествования Оливера Сакса. Фильм же довольно подробно показывает этих людей, как в реальных документальных кадрах, так и посредством очень натуральной игры актеров. Дело в том, что автор книги сам принимал непосредственное участие в производстве ленты, консультировал сценаристов и позволил исполнителям главных ролей присутствовать на его приемах, смотреть на пациентов. Сакс помогал тому же Де Ниро правильно копировать мимику человека в летаргической коме.

По словам актёра, одновременно расслаблять мышцы лица, сохраняя осмысленный взгляд, — задача непростая. На площадке он оставался наедине с мыслями своего персонажа, и они его действительно пугали.

Собственно, «Пробуждение» так и называется, поскольку герой Роберта Де Ниро просыпается ребенком в теле 50-летнего мужчины и на первый взгляд авторы предлагают радоваться этому факту. Трагичности истории добавляют упущенные лучшие годы жизни, но какая драма без трагедии, так ведь?

Однако призыв проснуться и Сакс, и авторы фильма адресовали вовсе не больным летаргическим энцефалитом. Оливер, как ученый, всю жизнь старался пробудить академическое сообщество, погрязшее в материализме. Он до конца жизни был убежден, что человеческое поведение — гораздо большее, чем набор гормонов. Не без них, конечно, но личность — это совокупность культуры, окружающей среды и собственных переживаний человека. Большинство расстройств мозга нельзя лечить по шаблону, иначе мы продолжим штамповать овощей из живых людей. Терапия невозможна без погружения в биографию пациента, без работы с родственниками и близкими больного.

Экранизация же как раз нацелена на широкую аудиторию, среди которой наверняка найдутся те, кто столкнулся с подобным горем у родного человека. Фильм ставит задачу дать таким людям надежду, пусть часто и ложную. Найти своего Оливера Сакса получится далеко не у каждого, но стимул не бросать даже безнадёжного больного должен быть в первую очередь у тех, кто ему ближе всего.

«Пробуждение», с позволения сказать, опошляет изначальный текст, упрощая её до довольно типичной киношной истории выздоровления с намёком на счастливый конец, однако ничто не мешает зрителю отойти от шаблонной фабулы и погрузиться в детали. Выполнив это действие, мы поймем, что этот фильм — одна из самых натуралистичных экранизаций достаточно жутких состояний человека.

Ни «Пролетая над гнездом кукушки», ни «Человек дождя», ни «Игры разума» не позволяют в той же мере почувствовать себя на месте человека с угнетенным разумом. В каждой из перечисленных лент герои тоже имеют различные ментальные расстройства, но являются уникумами в подавляющем их обществе. В «Пробуждении» такая роль отводится герою Робина Уильямса — врачу с нестандартным подходом.

Роберт Де Ниро же наоборот начинает выделяться только после выздоровления, но эта часть фильма является наименее интересной. Вторая половина, похоже, снята для тех, кто возвёл свою депрессию в культ и сообщает о ней каждому встречному.

И, само собой, мало какая лента о безумии может похвастаться таким безнадежным финалом.

Социум, которому обычно должен противостоять персонаж с ментальными болезнями, здесь существует, как декорация. Обывателям, по большому счету, нет дела до происходящего: с одной стороны, это нормально и ни авторы фильма, ни Сакс, их не осуждают, а с другой — страшновато.

Сегодня, когда каждый второй диагностирует у себя то или иное расстройство менталки, когда каждая уважающая себя уникальная личность сидит на препаратах, прописанных персональным психологом, важно помнить, что мозг — не игрушка и попытки загнать его в рамки лечением по шаблону от надуманной болезни, выявленной по шаблону, может привести к паранойе и навязчивым мыслям о собственной неполноценности.

Участие и внимание наоборот могут творить чудеса, особенно с теми, кто никогда не стал бы героями книг Оливера Сакса, но старается встать с ними в один ряд.

В дополнение к художественному фильму «Пробуждение» хочется порекомендовать одноименную документалку, снятую для «Discovery» в 1974 году. Там используются только реальные кадры и гораздо меньше литературщины, за которую коллеги критиковали Сакса.

P.S.

Крайние стадии летаргического энцефалита неизлечимы до сих пор.

12+

Александр Губкин