Режиссеры: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Эллен Кёрас и другие.
В ролях: Джордж Клуни, Хью Лори, Кристофер Эбботт, Кайл Чендлер, Дэниэл Дэвид Стюарт, Рафи Гаврон, Грэм Патрик Мартин.
Премьера 18 мая 2019 года.
На прошлой неделе мы рассматривали сериал «The Pacific», в котором герои приняли факт того, что фронт стал их настоящим домом и не могли найти себя в мирной жизни. Сегодня посмотрим на те же события, но от лица персонажа с совершенно противоположной мотивацией.
С полным пафоса «The Pacific» отлично контрастирует сатирический сериал «Уловка-22».
Название многосерийника — крылатая фраза, описывающая так хорошо знакомую в наших широтах традицию, когда тех, кто сильнее всего рвется в армию, оставляют на гражданке, а уклонистов отправляют на медкомиссию в военкомат в первую очередь.
Американцы в 40-х, оказывается, тоже считали неуравновешенными тех, кто сильнее прочих рвется в бой, а страх перед войной — нормальная реакция адекватного человека. Армии нужны адекватные солдаты, поэтому особо рьяных берсерков также разворачивали в призывных пунктах.
Главный герой «Уловки-22» Джон Йоссариан по прозвищу Йо-йо — это прямо олицетворение персонажа из «Песни об американском парне» Эдуарда Хиля. Йоссариана ждет война, но ему «Джеки больше нужна» и «Чем слушать пули свист», он предпочитает танцы дома.
При этом, Йо-йо — законопослушный гражданин и хочет до конца таковым оставаться, соответственно, выбирает косить не от армии, а на службе. Зная, что в США идёт призыв и государство всё равно от него не отвяжется, он опережает его на повороте и сам идет записываться в ВВС на должность бомбардира в B-25.
Почему именно туда? Именно бомбардиров обучали дольше всех, а на дворе все-таки 1944 год, союзники высадились во Франции, движутся вглубь Италии, на Восточном фронте у немцев всё не очень. Того гляди, война закончится, пока Йо-йо сидит в учебке. Соответственно, Джон всячески старается продлить свое нахождение на базе: дерзит офицерам, предпочитает выгребать сортиры вместо боевой подготовки и регулярно навещает лазарет с выдуманными болезнями.
Такое поведение не спасает героя от боевых вылетов, но меньше всего на свете Джон хочет погибнуть от случайного снаряда зенитки под самый конец войны. Парень видит смерть своих сослуживцев, что сильно демотивирует его, поэтому он решается совершить «побег», но сбежать с прямой спиной, через главные ворота и со всеми печатями в документах, то есть легально.
По закону нужно всего лишь выполнить N боевых вылетов, чтобы уехать домой. И главный герой решает совершить их. Однако позже порог повышается до N+5, а потом N+10… и так далее.
Понимая, что планка будет расти бесконечно, Йо-йо собирается воспользоваться той самой уловкой-22.
Что касается сатирической составляющей, то ей наполнены все 6 серий. Дебильных, но от того не менее смешных шуток всего 1-2 на эпизод. В остальном авторы стараются работать тоньше. Главная ирония заключается в том, что откровенный трус и паникер Джо к концу становится вполне себе профессиональным военным, успешно несущим смерть с небес. И всё ради того, чтобы поскорее уехать домой.
Основной юмор держится на офицерах, ведь играют их настоящие звезды комедии — Джордж Клуни и Хью Лори. Фамилия персонажа Клуни буквально переводится, как «тупоголовый» и его герой соответствует ей с первой же серии, особенно в сцене суда.
С фамилиями в «Уловке-22» вообще все в порядке. Например, первым сбитым летчиком становится новобранец по фамилии Труп. Сержант по имени Майор Майор делает головокружительную карьеру, становясь майором Майором Майором. И всё это подается с абсолютно серьезным лицом.
Да, авторы не стесняются шутить над американскими солдатами, погибшими во время Второй Мировой. В сериале есть довольно кровавые и натуралистичные сцены смертей, но и они подаются с долей комизма.
Но забавней всего наблюдать за местными офицерами и борьбой Джона с военной бюрократией. Командиры готовы подтереться американской конституцией и гражданскими правами, но свято чтут каждую букву военного устава. Сомневается в речах старших, похоже, только главный герой, на фоне которого безмыслие его сослуживцев выглядит особенно веселым.
Йоссариан почти не дает своих комментариев по поводу агитационных речей, звучащих на планерках, но отношение к происходящему каждый раз читается на его лице.
Например, представьте свою физиономию после услышанного:
— Вы офицеры американской армии! Хоть один офицер любой другой страны может похвастаться тем же? Подумайте над этим…
Боевые задачи здесь ставятся не менее абсурдные. Каково это на брифинге перед вылетом вместо описания целей услышать: «Уничтожим Гитлера, а потом и япошек!» И кто после этого сумасшедший? Очевидно, Джон, единственный не кричащий «Ура!», вторя услышанному.
В «Уловке-22» избитая максима «война — это ад» заменяется на «война — это бред». Любое страшное в своей сути событие сопровождается изрядной долей абсурда. Во главе угла стоит твердолобость всей военной машины, а напряжение строится на нервозном и почти маниакальным ожиданием Джоном победы США.
После каждого увеличения квоты на боевые вылеты, внутри него рушится весь мир и Йо-йо, словно ужаленный несется в лазарет и весь бюрократический круг профессионального косильщика повторяется заново.
Что касается визуала, то чего-то из ряда вон от «Уловки-22» в этом плане ждать не стоит. Большая часть повествования разворачивается на военной базе посреди чиста поля. Боевые вылеты похожи один на другой — эскадрилья нарисованных бомбардировщиков летит над итальянскими пейзажами под разрывы нарисованных зенитных снарядов.
Зато сицилийские улочки добавляют происходящему уюта и очень приятно разбавляют картинку хоть какими-то декорациями, кроме армейских палаток.
Сам цветокор тоже настраивает на положительные эмоции — теплый желтый свет, иногда очень близкий к сепии, выделяет любые детали, имеющие более темный оттенок. Поэтому все важные акценты и визуальные шутки не пройдут мимо зрителя.
Впрочем, не за головокружительные эффекты мы любим комедии, а с игрой актеров и сценарием здесь, повторимся, полный порядок.
Музыка тоже совершенно не грузит и сплошь состоит из джаз-бэндов 40-х. Она возвращает зрителя в спокойствие после очередных боевых вылетов, помогает воспринимать их, как рутину и постоянно напоминает о цели главного героя — вернуться туда, где такие композиции актуальны и не слышатся инородно.
«Уловку-22» нельзя назвать легким зрелищем. Если отнестись к происходящему серьезно, то маразм происходящего начнет раздражать вас не меньше, чем Джона. Авторы шутят над довольно жуткими вещами и, хоть и шутит хорошо, нельзя не заметить абсурдности идеологии героев сериала и в мире персонажей она является для них реальностью. Когда в голову залезет мысль, что мысли сослуживцев Йо-йо не так уж и отличаются от суждений современников, то лучше забыть о ней и дождаться очередной шутки, иначе комедия перестанет быть веселой.
18+
Александр Губкин