В стенах Архангельского областного Собрания депутатов завершилась очередная парламентская сессия, которая закрыла летний сезон. Далее — каникулы и работа с избирателями в округах.
На 18-й сессии депутаты рассмотрели ряд значимых законопроектов, которые коснутся многих жителей региона. Так, например, масштабные изменения вносятся в Устав Архангельской области — это связано с принятием нового федерального закона о местном самоуправлении в системе публичной власти. Кроме того, был принят законопроект о новом порядке избрания главы Архангельска — из числа кандидатов, представленных губернатору парламентскими фракциями, Советом муниципальных образований Архангельской области, Общественной палатой и Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления.
Важно: в Поморье многодетные семьи с детьми-инвалидами до 23 лет смогут продлить получение мер социальной поддержки, приравнивая их к другим льготным категориям семей.
Данный законопроект был внесён губернатором Архангельской области Александром Цыбульским в порядке законодательной необходимости.
Предлагается расширить категорию многодетных семей, имеющих право на меры социальной поддержки, за счет семей с детьми-инвалидами I и II степени в возрасте до 23 лет. Сейчас такие дети, не имеющие возможность наравне со здоровыми детьми учиться в вузах и профтехе в очной форме, не подпадают под положения областного закона.
Корректировки позволят семье сохранить объем государственной помощи независимо от факта обучения старшего ребенка с инвалидностью в образовательной организации.
Законопроект был принят народными избранниками в двух чтениях.

— Это значит, что семьи получили коммунальные льготы, освобождение от транспортного налога и другие предусмотренные меры поддержки, — рассказала председатель областного Собрания депутатов Екатерина Прокопьева.
Помимо прочего, законотворцы внесли изменения в областной бюджет на 2025 год. Доходная часть бюджета увеличена на 1 млрд 500 млн рублей. Это стало возможным благодаря сверхплановым поступлениям в казну. Так, по налогу на доходы физлиц в бюджет поступило средств больше запланированных на 1 млрд 224,9 млн рублей. Благодаря дивидендам по акциям, принадлежащим региону, поступило 292,3 млн рублей. Продажа имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности, принесла 42,8 млн рублей.
Расходная часть областного бюджета увеличена на 3 млрд 823,7 млн рублей.
Председатель комитета областного Собрания по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике Игорь Годзиш:

— Ключевой суммой в расходах является «дельта». То есть наши организации, осуществляющие теплоснабжение, водоснабжение, поставляющие дрова и газ населению, а также транспортные организации получат средства для возмещения разницы цен для населения и экономически обоснованного тарифа. Очень значимо то, что мы нашли возможность выделения средств для покупки лекарств, так как ранее очень много вопросов задавалось по поводу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Кроме того, добавляются средства на капитальный ремонт школ.
На предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги, выделяется дополнительно 2 млрд 254,6 млн рублей. Ещё 129,5 млн рублей будут направлены на субсидии транспортникам. Почти 200 млн рублей пойдут на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания отдельных групп населения. На модернизацию учреждений образования выделено 110 млн рублей.

На сессии был принят пакет документов, который касается вопросов местного самоуправления. Необходимость принятия поправок к Уставу Архангельской области и изменений в ряд законов связаны с реализацией положений вступившего в силу 19 июня Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
В нем не только уточняется понятие местного самоуправления, но и закрепляется переход к одноуровневой системе местного самоуправления, определяются виды муниципальных образований, применяется принципиально новый механизм разделения полномочий органов местного самоуправления. Все эти новеллы необходимо было отразить и в законодательной базе Архангельской области.
Значительная часть положений федерального закона уже вступила в силу с 19 июня, но отдельные нормы о полномочиях органов местного самоуправления начнут действовать с 1 января 2027 года.
В рамках этого переходного периода предстоит привести в соответствии и региональное законодательство, и уставы муниципальных образований, и всю систему муниципальной власти.

Если возвращаться к изменениям, которые определят новый порядок избрания главы областного центра, то свою точку зрения по данному вопросу озвучил глава комитета по вопросам государственного управления, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Игорь Чесноков. Депутат поделился мнением относительно регулярных изменений в порядке выбора городского главы.

— Эту позицию мы должны рассматривать исключительно с точки зрения норм федерального закона. Раньше 131-й Федеральный Закон (по местному самоуправлению) четко определял полномочия органов местного самоуправления (МСУ). Отдельные полномочия могли передаваться от муниципалитета в регион и наоборот. Сейчас федеральный закон эти полномочия очень сильно изменил.
Однако теперь именно львиная доля таких полномочий может передаваться на региональный уровень и обратно. Это ключевые полномочия. С учетом этого возрастает роль глав муниципальных образований как раз в части реализации госполномочий. Поэтому в федеральном законе не случайно указано (а отныне отражено и в Уставе Архангельской области), что главы муниципальных образований теперь обладают статусом не только лица, замещающего муниципальную должность, но и лица, замещающего государственную должность. С учетом этого возрастает и роль губернатора, осуществляющего подбор тех кандидатур, которые будут реализовывать многие государственные полномочия на самом высоком уровне.
***
Ещё депутаты заслушали доклад Министерства сельского хозяйства региона. Тема доклада — «Комплексное развитие сельских территорий». Член комитета по вопросам государственного управления, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Андрей Каракин:

— Сегодня много было сказано о строительстве различных социальных объектов, об улучшении дорожной инфраструктуры. Но считаю, когда мы говорим о комплексном развитии, мы не должны забывать о экономике территории. А от сельских территорий мы в первую очередь ждем развития сельского хозяйства, но профильный министр об этом ничего не сказала. Мы не видим вовлечения сельхозземель в оборот и увеличения сельхозпроизводителей на территории области, как результат, имеет низкую продовольственную самообеспеченность, хотя все эти задачи перед регионами ставит президент. Будем работать с правительством региона и ждать положительных изменений в работе профильного министерства.
Что касаемо доклада по теме «Безопасные качественные дороги», то здесь, по мнению Андрея Каракин, сделано много, но нужно сделать еще больше.
— Обеспокоенность вызывают вопросы. По информации профильного министерства, более половины существующих сооружений требуют приведения в нормативное состояние. И конечно же отсутствие мостовых сооружений по ряду важных направлений. Это основная причина труднодоступности нашей области. Как известно, у нас по прежнему даже с некоторыми административными центрами округов нет полноценного сообщения. Этот фактор отрицательно влияет на заселение и развитие территорий, — считает депутат.
Более того, парламентарии поддержали обращение коллег к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Патрушеву о необходимости доработки федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК).

— ФГИС ЛК имеет несколько существенных пробелов, не позволяющих полноценно внедрить и использовать её в лесной отрасли без соответствующих доработок. Среди них — отсутствие функции плавного перехода от устаревших материалов лесоустройства к вновь введенным, отсутствие возможности оперативного исправления в реестре недостоверных сведений, отсутствие удаленного доступа лесопользователей к пространственным данным реестра и так далее, — отметил председатель комитета по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов.
В обращении предлагается скоординировать сроки планируемого моратория на привлечение лесопользователей к ответственности со сроками исполнения контрактов на доработку системы, чтобы обеспечить гарантированное исполнение всех требований предприятиями ЛПК и региональными органами власти к моменту отмены моратория.
Ещё одна инициатива главы региона, которая была принята на сессии, касается изменения выплаты компенсации за жильё, которое жители региона сдают при участии в программе комплексного развития территорий. Согласно поправкам, окончательная стоимость возмещения будет назначаться собственникам в момент подписания договора между ними и застройщиком только после сдачи дома.
Следующая очередная сессия Архангельского областного Собрания депутатов состоится в сентябре 2025 года.