Режиссеры: Джереми Подесва, Тимоти Ван Паттен, Дэвид Наттер и другие.
В ролях: Джеймс Бэдж Дейл, Джозеф Маццелло, Джон Седа, Эштон Холмс, Джош Хелман, Рами Малек, Мартин МакКанн, Кит Ноббс, Тоби Леонард Мур, Том Хэнкс.
Премьера 10 октября 2010 года.
Пожалуй, первое десятилетие начала XXI века на Западе стало ренессансом для кино о Второй Мировой войне. Началось всё, конечно, с фильма, задавшего тон всей индустрии на года вперед — «Спасти рядового Райана». На экранизацию Спилбергом высадки на пляж Омаха делали отсылки все, кому не лень: десятки игр, другие фильмы о том времени, её высмеивали в «Гриффинах» и «Симпсонах». Одним словом, сцена получилась культовой и именно она первым делом всплывает в голове при виде американских десантных катеров.
Весь остальной фильм также запал в душу из-за того, что солдат наконец показали не героями из боевиков 80-х, а обычными людьми, делающими свою работу, из-за натуралистичного насилия и из-за претензий на историчность.
После «Райана» Клинт Иствуд подарил нам еще пару замечательных лент — «Письма с Иводзимы» и «Флаги наших отцов», где посмотрел на одно и то же событие не только от лица врага, но и раскрыл не самую приятную страницу в истории американской армии.
Еще через 4 года вышел сериал, вобравший в себя всё лучшее из перечисленных картин, — «На тихом океане» или «The Pacific» (последнее название предпочтительней, поскольку имеет игру слов).
«The Pacific» — это «Спасти рядового Райана» на стероидах. Во-первых, продюсировал его тот же Стивен Спилберг и Том Хэнкс, в режиссеры попали люди, снявшие позже несколько лучших эпизодов «Игры Престолов», работавшие над «Сопрано» и другими отличными сериалами.
Актерский состав сегодня смотрится весьма звездным: в эпизодах мелькает сам Том Хэнкс, молодой Реми Малек в роли главного отморозка берет на себя все последние 3 серии, Леон Форд и Джон Бернтал тоже приятно удивляют.
Обрамлено всё это музыкой от Ханса Циммера.
Сериал берет на себя ответственность показать ключевые, но не всегда распиаренные сражения на тихоокеанском театре военных действий. Причем, показать от лица простого морпеха, который не видит сильно дальше своего окопа. В «The Pacific» будет бой за Иводзиму, который плотно ассоциируется у зрителя с японо-американской войной, но гораздо больше авторы решили уделить времени сражениям за Гуадалканал, за Пелелиу и главной битве за Окинаву.
От экранизации Перл-Харбора и ядерной бомбы в качестве финальной точки авторы намеренно отказались, ведь своими глазами эти события рядовые американские солдаты в массе своей почти не видели, а вот штурмовать ущелья Окинавы приходилось тысячам и тысячам пехотинцев.
Собственно, каждая из 10 серий перебрасывает героев и зрителя на новый остров в бесконечном океане. Повествование идет по принципу «Спасти рядового Райана» — жуткая мясорубка сменяется неестественным спокойствием, которое может оборваться в любой момент.
В описании местных войны и мира, естественно, в первую очередь нужно рассказать, как тут показана война. Если коротко: грязь, кровь, грязь и еще раз грязь. При этом, боевые действия выглядят так буднично, что человеку у экрана даже неловко. Большую часть хронометража герои страдают от тропических болезней и дизентерии, изорванные и измазанные глиной куда-то устало бредут и постоянно ворчат.
Бои же здесь совсем не масштабные, особенно в первых сериях. В основном, японцы бегут строем на пулемет в кромешной тьме ночи. Акцент делается на первых секундах после боя, когда выжившие осознают, где только что побывали. У пулеметчиков дрожат руки от вида гор трупов, поваленных ими, кто-то замечает своего соседа по окопу мертвым и понимает, что та пуля вполне могла быть его, а потом начинают кричать раненые…
Смерть героев здесь настолько привычная штука, что запоминать их с первой серии нет никакого смысла. К 10 эпизоду актерский состав пройдет третью (!) ротацию. Первый морпех погибнет по глупости от пули товарищей, кто-то не вытерпит боевого поноса, а некоторые натурально сойдут с ума от усталости, недосыпа и непрекращающихся дождей. Ни один из заявленных персонажей не пройдет путь от Гуадалканала до Окинавы и не останется целым и невредимым.
Очень большое внимание в сериале с названием «The Pacific» уделено расчеловечиванию американцев. 18-летний невинный юноша из богатой и религиозной семьи через год уже ходит с трубкой и спокойно смотрит, как его братья по оружию выковыривают ножом золотые коронки изо рта еще живого японца.
От скуки морпехи издеваются над пленными, кидают камушки во вскрытую черепную коробку мертвого солдата, а за попытки прекратить это безумие записывают чуть ли не в предатели. На тихоокеанском фронте у американских солдат впервые появляются мысли о фраггинге, а ПТСР часто все еще путают с трусостью.
Абсолютно бесчеловечный диалог в предпоследней серии смотрится вполне обыденно, после всего, что нам показали:
— Слышал, что наши сбросили какую-то новую бомбу на Японию?
— Нет.
— Говорят много япошек погибло… Ну ладно, сегодня вечером у нас будут кола и стейки.
Иными словами, война в «The Pacific» мерзейшая штука, откуда все хотят вырваться, но, едва оказавшись в безопасности, мечтают вернуться.
4 «мирных» серии как раз нужны для создания контраста. Сразу же после показа малярийных морпехов по уши в чужой и своей крови, перемешанной с песком, нас переносят в мирный и солнечный Мельбурн, где зритель отдыхает вместе с солдатами. К концу эпизода героям и человеку у экрана обычный марш-бросок кажется неким превозмоганием, настолько быстро они привыкли к ролям героев и любимцев девушек.
При этом, зная, что еще совсем недавно эти же люди стреляли в безоружных, обыскивали трупы в поисках трофеев, зрителю они кажутся инородными телами в городе, где о войне напоминают лишь заклеенные стекла. То же самое понимают и сами персонажи.
При этом, повторимся, заслуги на экране не гарантируют ни одному из главных героев жизнь до финальных титров. Прототип реальной личности Джон Бейзилон — яркий пример. Морпех, отличившийся в боях при Гуадалканале на Родине стал героем комиксов, звездой масштабов страны, главным рекламным лицом военных облигаций, погиб от случайной пули в первые часы высадки на Иводзиме. Все, кто выжил, навсегда остались с чувством несправедливости внутри, ведь им — недостойным — повезло уцелеть там, где погибло столько хороших парней.
Авторы намеренно лишили свое произведение всяческих возвышенных мотивов, при этом зритель остается с ощущением, что все происходящее на экране не нормально. Морпехи, убедившие себя в обратном, уже никогда не найдут себя в мирной жизни: спокойствие кажется им лишь подготовкой к чему-то и чем дольше оно тянется, тем сильнее мучается человек, привыкший спать с открытыми глазами и ждать очередного обстрела.
По части визуала сериал не выглядит на 200 миллионов долларов, особенно, когда подключают компьютерную графику. Горные хребты Окинавы и вовсе выглядят, как павильонные декорации. Танки и прочая техника здесь редкость, бои в темноте тоже не требуют больших затрат, в том числе и на массовку.
Пока не увидишь бюджет «The Pacific», складывается впечатление, будто авторы очень умело работают со скудной суммой, экономя там, где это возможно без ущерба картинке. Но за 200 миллионов хотелось большего масштаба. Бюджет первых «Мстителей» всего на 20 миллионов меньше, но эпика больше на три порядка.
В «Письмах с Иводзимы» Клинт Иствуд за 15 миллионов долларов выдал и драму, и экшн на очень высоком уровне. Почти ни одна сцена в сериале дороже на 13 порядков не дотягивает до иствудовской.
Впрочем, экранизация сражений за Пелелиу, растянутая на две серии, без труда удовлетворит все запросы любителей боевых сцен. За эти моменты «The Pacific» и получил от нас звание «Райана» на стероидах.
В конце хотим также порекомендовать сериал «Братья по оружию». Их нужно смотреть вместе с «The Pacific», поскольку в последнем морпехи пренебрежительно оценивают бои в Нормандии, но «Братья» покажут, что ребята из джунглей ошибались.
18+
Александр Губкин