НАМ НЕ ХВАТАЕТ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ, АЛЁ!!!

Что у нас вообще есть из музыкального? Давайте разберёмся. В Архангельске что-то музыкальное вроде бы происходит. Вот, например рок-фестивали:

• «Беломор-Буги» — старейший рок-фест, с 1995 года. Осенью. В клубах. Всё по классике.
• «29 FEST» — летний фест под открытым небом, рок/инди. 5–6 июля, загородная площадка.
• «Остров» и «Мост» — когда-то проходили на Краснофлотском острове, но давно сдулись. R.I.P.

Блюз и джаз:

• «Архангельск Блюз» — круто, но весной и на любителя.
• «Дни Джаза» / «Arkhangelsk Music Weeks» — формат широкий: джаз, классика, фолк, рок. Осенью. Тоже больше для гурманов.

Гитара:

• «Пятое поколение» — весенний гитарный фест. Опять же, больше камерно, чем массово.

Арт и эксперимент:

• «Тайбола» — очень круто, вайбово, с фолком и перформансами. Но нужно настроение, понимаете? Не для всех.
• «Симфония Севера» — межрегиональная классика. Прекрасно, но, скажем честно, зумер туда не пойдёт, если не попал в нужное экзистенциальное состояние.

Итак, что мы видим? Блюза и джаза столько, что появляется ощущение, что мы не в Архангельске, а в Новом Орлеане, всё норм там у вас? Окей, джаз, блюз, это всё круто. Два фестиваля для говнарей уже давно отвалились, а именно «Остров» и «Мост», что-то мне подсказывает, что джазмены просто устроили тёмную говнарям и захватили территорию. Ну да ладно, шутки шутками, а дальше нужно двигать. 

«Симфония Севера» — классическая музыка, это прекрасно, но сомневаюсь, что большая часть молодёжи (а ведь именно на молодёжь нашему правительству и предпринимателям стоит впахивать, ведь мы ваш электорат и самые платёжеспособные единицы!) просто не обратит на него внимания, если не попадёт в определённое настроение. «Тайбола» — очень круто, экспериментально и вайбово, но тут именно что опять же нужно попасть в настроение.

ТАК СКАЖИТЕ МНЕ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЕЙ?

Просто посмотрите на наши ДС-1 и ДС-2, а именно на Питер и Москву. ВЫ ВИДЕЛИ СКОЛЬКО ТАМ ФЕСТОВ, И НА КАЖДОМ ИЗ НИХ ДИДЖЕЙ СТОНИК!!! Камон, ребят, я конечно всё понимаю, мы не Москва, и даже не Питер, и даже блин не Ярославль, и не новая культурная столица — ВОЛОГДА. Но не говорите мне, что у вас нет средств устроить адекватный музыкальный фестиваль с современными, популярными, или даже андеграундными артистами, от которых рядовой зумер будет писаться кипятком и снимать колобки в свой тгк (телеграм-канал, примечание для вас, старичьё).

Задумайтесь, есть куча исполнителей, которые не требуют вложения огромных средств. Понятно, что тот же Стоник уже стоит как яйцо Фаберже. Но, ребят, у нас вообще то помимо Стоника куча крутых исполнителей, которых стоило бы пригласить к нам, и которые не взяли бы десятки миллионов рублей (уберите Шамана от телевизоров, он может упасть в обморок).

Вы понимаете, что мы можем спокойно сделать фестиваль электронной музыки? У нас есть замечательная локация — Кенозерье, Краснофлотский, Онега. Получилось бы не хуже того же SIGNAL или фестиваля «Мåяки». Почему никто этого не делает? Потому что, очевидно, всем насрать на молодых людей. Точечно к нам, конечно, приезжают интересные артисты, за что отдельно большое спасибо можно сказать Максу Пушкину, он один из немногих пытается что-то делать. Но вот больших и крутых событий не происходит.

А ведь можно представить как бы это было. Я более чем уверен, что люди со всей Архангельской, да что там, и с Вологодской области, и с Мурманской с удовольствием приехали бы на какой-нибудь крутой электронный фестиваль в Кенозерье, представьте какой бы был здоровский буст для бюджета, и море удовольствия для молодёжи. 

ВКЛЮЧИТЕ УЖЕ СВОИ СТАРЧЕСКИЕ МОЗГИ И СДЕЛАЙТЕ ЧТО-ТО, НЕ ТО МОЛОДЁЖЬ ТАК И БУДЕТ ПОКИДАТЬ НАШ ГОРОД В ПОИСКЕ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕСТ!!!

Архангельск как будто боится, что молодёжи будет весело.

Честно, иногда складывается ощущение, что если в городе реально провести фестиваль, на котором молодые люди потанцуют, попотеют, покричат, попрыгают под дроп, да ещё и сторис снимут — то сразу выскочит какой-нибудь местный чиновник и закричит: «Что за разврат?!»

Типа, нам тут, понимаешь, культурное наследие блюсти надо, а вы тут с синтами и битами, хулиганьё.

Ну так мы и не требуем «Вудстока» с голыми телами и кислотой (хотя и это, между прочим, история музыки). Мы просто хотим адекватный музыкальный фестиваль, с актуальными артистами, хорошим звуком, вайбом, местом, где хочется остаться.
Когда в городе появляется живой музыкальный фестиваль, он превращается в точку силы. Ты не просто пришёл послушать музыку — ты пришёл почувствовать, что ты не один, что рядом такие же как ты. Тебе не нужно ехать в Питер или Москву, чтобы побыть собой.

Это место, где ты встречаешь людей из других районов, из других городов — и все на одной волне. Ты заряжаешься, прожигаешь ночь, просыпаешься в палатке с гудящей головой и смутными воспоминаниями о танцах под рассвет. Это как короткий отпуск от реальности, и он очень нужен, если ты живёшь в регионе, где 9 месяцев в году снег, ветер, темнота и ощущение, что ничего не происходит, а лето — лучик света в этой непроглядной тьме.

Вот серьёзно — вы строите фестивали с фольклорными куклами, вышиванками, гармонями, якобы «самобытностью», как будто Архангельск — это такой Музей под открытым небом.

Но мы-то живём здесь и сейчас, в 2025 году. Нам нужно место, где музыка говорит на нашем языке, а не повторяет архангельские частушки с наложением этно-хауса и домбры в дропе.

Решения, которые лежат на поверхности:

• Летний городской фест в стиле URBAN STAGE: закрываем площадь, привозим локальных и парочку столичных артистов, делаем лайнап из хип-хопа, хауса, техно, инди и попа. Простая сцена, бар, фудкорты, зона отдыха, граффити, маркет с мерчем. Пускай это будет как базовый уровень, но стабильный и свой.

• Фестиваль в природной локации (например, Кенозерье): палатки, костры, арт-объекты, сеты на рассвете, акустика у воды, диджеи в лесу, перформансы. Идеальное пространство для медитативного и танцевального трипа. Не хватает бабла? Делайте краудфандинг, партнёрку с малым бизнесом, гранты, найдутся и спонсоры, если грамотно запаковать идею.

• Временные площадки летом на берегу Двины: сцена-контейнер, песок, рейв под северным небом. Даже без огромных вложений это будет лучше любого праздника квашеной капусты.

Мы не просим золотые горы. Мы просим просто начать с уважения к нашему времени, нашему вкусу и нашему желанию попрыгать в толпе, а не в очереди за куриными анусами!

Валентин Язвов

***

Возвращаясь к началу текста Валентина, нельзя не заметить, что на первый взгляд всяких фестов у нас предостаточно. В сухих цифрах каждый из них выглядит вполне пригодным для отчетов, но где наполнение? Тот же «Белый июнь 2025»: во всех заголовках сказано, что на разных площадках пройдет более трехсот мероприятий. Огромная цифра, но кто за ней стоит? Помня «Белый июнь» 2023 года с Михаилом Елизаровым на хедлайнере, я просмотрел всю афишу в поисках хоть чего-нибудь интересного. 

Из трех сотен удалось найти ОДНУ площадку, которую можно посетить — концерт Михаила Карлоса — и то из-за личного знакомства с исполнителем. Всё остальное вызывает достаточно интереса, чтобы приподнять бровь, но не вставать с дивана. 

То же самое и «Беломор Буги» — 450 исполнителей, из которых лично меня заинтересовал тоже лишь один. О чем говорить, если на главном рок-фестивале у вас хедлайнер — «Бригадный подряд». Их имя на афише свидетельствует, что ничего круче не будет, а если главная группа — постные панки, то чего ждать от остальных? Ну и что, если вы — самый древний фест на поморской земле? Зачем к вам идти, если посмотреть нечего?

При этом, запрос аудитории на движ действительно имеется. На прошлых выходных в Заостровье проходил очередной фест «Рыбы в небе» — наискучнейшее мероприятие, где главным развлечением были покатушки на лошадях и запуск воздушных змеев. Тем не менее машины стояли до горизонта, народ был рад выехать с палатками, погулять по полю и поучаствовать хоть в какой-то активности. 

Казалось бы, тут работает принцип: «Зачем стараться, если и так ходят», но это путь к деградации. 

Возвращаясь к теме музыки, нельзя не заметить, что из Архангельска ушла вообще вся контркультура. Куда не плюнь, везде джаз, джаз и еще раз джаз. Понятно, что у нас есть бэнд-монополист, но сколько ж можно?

Если у вас год от года основную концертную сетку составляют пожилые рокеры, играющие в драмтеатре, и не менее пожилые рэперы, ставшие популярными лет 15-20 назад, то публика естественно начнет костенеть и закрываться для всего нового. Если «М33» используется для выступлений раз в полгода, то оттуда начнут уходить организаторы. Не будет местных оргов, не будет и музыки в целом. Останутся лишь те, кто годами чешет по стране, заезжая в каждую дыру, а на них смотреть уже нет никаких сил. 

При этом роль организаторов ни в коем случае нельзя отдавать государству на 100%. В идеале рафинированные городские праздники должны поровну делить землю с рейверами, говнарями и прочими субкультурщиками. Сейчас же, в лучшем случае, эти аудитории смешиваются и никто не получает удовольствия: отвязным ребятам не хватает драйва, а мамочек с колясками пугают подвыпившие весельчаки. 

Яркий пример — «Тайбола». Когда это было локальное сборище в глухом лесу для своих, туда хотелось ехать, но уже 8 лет организаторы по своей воле сближаются с официальной властью, и сегодняшняя «Тайбола» — это рамки, злые чоповцы, сухой закон, никаких костров, палаточный лагерь, где все друг у друга на головах и вылизанная программа, чтобы ни одна мамочка не возмутилась. 

Смотришь на ту же Вологду и видишь, что у них концертов тупо больше. И вот сидит условный житель Котласа и думает, куда бы ему махнуть на отрыв: в Архангельск, где до следующего года по сценам катается перекати-поле, или в Вологду, а еще лучше в Ярославль.

Какая ж мы культурная столица, если к нам почти никто не ездит, а фантазии местных чиновников от культуры хватает только на мастер-классы, которыми забиты все городские мероприятия? 

Александр Губкин