Сейчас со всех официальных ресурсов льется реклама иммерсивного спектакля на пароходе «Гоголь». По информации из анонсов, представление основано на мифах, легендах и поморском фольклоре. То есть очередной лубок и кокошники, но на необычной площадке.
Казалось бы, пусть директор театра развлекается, как ему угодно, но Дьявол как обычно кроется в деталях. Начнем с того, что спектакль наполовину профинансирован из средств президентского Фонда культурных инициатив, а именно 2 миллиона 385 тысяч рублей из 5,293 миллиона по смете Самодову уже компенсировали за счет денег налогоплательщиков.
Откуда взялись такие затраты — очень интересный вопрос. Аренда «Гоголя» на 8 рейсов по 3 часа стоит 1 980 000 рублей и кажется, что это все затраты, которые должен понести организатор. По информации из анонса на сайте «Помор-тура», артисты будут из труппы драмтеатра, реквизит тоже свой и не слишком разнообразный (далеко не концерт Rammstein), кормёжку гостей никто не обещал, а кресла, надо полагать, есть на пароходе.
Самое интересное, что заявка подавалась не от имени драмтеатра, а лично от ИП Самодова. В этой связи не верится, что артисты будут переподписывать договоры с предпринимателем и, предполагаем, получат свою стандартную зарплату из бюджета театра. В лучшем случае, небольшие премии налом.
При этом, сам Сергей Самодов является еще и госслужащим, а значит в рабочее время должен руководить театрами, а не заниматься коммерцией. Таков закон. Тем не менее, он выкроил минутку на подачу заявки (и не одной. От его имени на сайте ПФКИ висит 7 просьб дать денег на различные проекты) и получил её одобрение.
Самая забавная самодовская заявка — театральная лаборатория «Барбершоп». Директор театра собирался искать юных дарований актерского мастерства за госденьги, но, увы, не получил поддержки.
Хорошо, спектакль на пароходе, по сути, за госсчет — тоже не звучит криминально, однако мероприятие это далеко не бесплатное. За кресло на палубе с посетителей берут по 5000 рублей. Таким образом, получается, что за счёт президентского гранта мы получаем представление для людей с далеко не самым тощим кошельком. Потратить 5 тысяч на праздную прогулку по реке может позволить себе далеко не каждый, добавим к этому «запредельную» культурную ценность самого события и получим свободные места за два дня до начала — никакого солдаута.
Но вернемся к подсчету чужих денег. На «Гоголь» обычно вмещается не более 120 пассажиров, 20 мест займут техперсонал и актеры. Итого за 8 рейсов Самодов заработает 4 миллиона с одних только билетов, добавим к этому президентский грант и получим, что выручка составит 6 миллионов 385 тысяч рублей. Если вычесть отсюда затраты по смете, которая, повторимся, вызывает вопросы, то в кармане у Самодова чистыми остается 1 миллион 92 тысячи рублей.
Неплохой навар для частного лица Сергея Самодова. Этот миллион не пойдет в бюджет театра, поскольку мероприятие проводит ИП и едва ли достанется турагенству, которому уже заплатили за аренду парохода. Удобно получается: взял президентский грант, провёл спектакль для 0,27% от жителей города и миллион себе за труды.
А с каким пафосом этот спектакль подаётся в заявке.
«Сохранение и передача культурного и исторического опыта и традиций способствуют укреплению локальной идентичности. Современные тенденции, такие как глобализация, интернетизации могут угрожать этому процессу. Мы выберем из локальной истории наиболее уязвимые страницы, факт, биографии, традиции и фольклорные элементы и соединим их в формате иммерсивного спектакля.
Таким образом, постановка иммерсивного спектакля „Поморский ковчег“ — это не только актуальный культурный проект, но и важный шаг к сохранению и популяризации исторического наследия Архангельска, привлекающий внимание как местных жителей, так и гостей города».
Считаем, что ИП Самодов, как частное лицо, должен проводить такие мероприятия за свои деньги. Сделать цену билета не 5, а 7 тысяч и заработать не миллион, а тысяч 200. Минкульту и прокуратуре Архангельской области стоит ответить на вопрос, может ли директор государственного учреждения культуры одновременно работать ИП. Деньги, доставшиеся Самодову, не попали к авторам других проектов, которые не настолько близки к власти.
Тот же «Arctic Open» в этом году остался без грантовых средств. При всём скепсисе к программе фестиваля, культурный вклад он вносит явно больший, чем частный спектакль на пароходе.