Режиссеры: Джон Фрэнсис Дейли, Джонатан М. Голдштейн.
В ролях: Крис Пайн, Мишель Родригес, Джастис Смит, София Лиллис, Хью Грант, Хлоя Коулмэн, Дэйзи Хэд.
Премьера 10 марта 2023 года.
Два года назад вышел фильм по вселенной «Dungeons & Dragons» с подзаголовком «Честь среди воров». Это далеко не первый фильм по культовой ролевой игре, но, как и все предыдущие работы, она прошла мимо автора материала, поскольку я никогда раньше не играл в «ДНД», не смотрел «Очень странные дела», не погружался в мир «Baldurʼs Gate» и даже «Подземелья чикен-карри» упустил целиком и полностью.
Про саму настолку, конечно, тяжело быть не в курсе. Уже более 50 лет в неё играют по всему миру, «Dungeons & Dragons» повлияла на столько произведений, что и сосчитать сложно, а погружение в гик-культуру невозможно без соприкосновения с «ДНД».
В 2025 году всё изменилось и, всегда испытывая тягу к настолкам с миниатюрами, я влюбился в процесс с первого раза. «ДНД» — такая штука, где можно делать практически всё, что угодно. Фантазия игрока ограничена волей мастера (ведущего) и великой силой кубиков.
В этой связи, от фильмов по «Dungeons & Dragons» требуется не только следования одному из самых мощных канонов всея фэнтези, но и особой изобретательности. Матёрым игрокам, составляющим кор-аудиторию, нужно показать что-то такое, что они еще на воплощали в своих сессиях, а это практически невозможно.
Несмотря на то, что обсуждаемый фильм очень понравился как гикам, так и людям со стороны, откровения из него не вышло. Чисто-структурно — это обычное легкое фэнтези, авторы которого, на первый взгляд, надёргали отовсюду понемногу и, если воспринимать «Честь среди воров» как кино, то можно уйти расстроенным.
Совсем другое дело — смотреть на него, как на очередное приключение в настолке.
Например, здесь присутствует не совсем адекватная по времени экспозиция. Добрые 40 минут персонажи путешествуют из одной локации в другую, параллельно рассказывая про себя. Сюжет в это время топчется на месте. Да, про прошлое большинства героев зритель узнает из диалогов, а не из визуального ряда. Полноценное представление досталось только главе группы приключенцев — барду по имени Эдгин Дарвис.
Данный аспект вполне можно было бы записать в минусы ленты, однако в реальной жизни игроки точно так же представляют друг другу своих персонажей и часто так увлекаются придуманной историей, что заставляют остальных душиться и ждать, пока их фантазия иссякнет.
И вот такими отсылками на настолку наполнены все 2 часа хронометража. Герои регулярно фейлятся на самых простых действиях, а зритель в это время представляет, как у кого-то за столом кубики раз за разом его не слушаются, выдавая «провал». Тем же самым можно объяснить и невероятную удачу персонажей фильма, что на языке кинокритиков называется «Бог из машины».
Именно из-за ассоциаций с настолкой неправильно удивляться не пойми откуда взявшимся артефактам вроде камне-раций, телепортирующего посоха и прочим вещам, помогающим героям внезапно вывернуться из трудной ситуации. В «ДНД» можно по ходу игры придумывать самые разные магические предметы и, если мастер позволил пятерке приключенцев из фильма неожиданно достать из сумки палку-перемещалку, то так тому и быть.
С другой стороны, авторы ленты не раскрыли всех персонажей равномерно. Полноценная ДНД-шная пятерка (бард, чародей, варвар, паладин и друид) собирается после первого часа и держится до начала третьего акта. После паладин, что называется, ливает и больше вообще не появляется в сюжете. Пусть его уход и довольно забавно обыгран, но этот герой кажется лишним.
Друиду тоже прописали лишь базовые черты вроде простенького внутреннего конфликта и коротенькой любовной линии. Зато рогатой девушке-тифлингу безумно повезло с актрисой. На роль друида взяли невероятно миловидную Софию Лиллис и, пусть она не выдает чего-то особенного в плане игры, но каждая сцена с ней — удовольствие для глаз. Не хуже справился с ролью главзлодея и Хью Грант: этот мужчина берет именно своей харизмой, а не милым личиком и здесь выбор на роль комедийного актера — очень удачное решение.
Основные реплики достались барду и женщине-варвару, которые отыгрывают, согласно классическим характеристикам этих классов. На мой вкус, варварша недостаточно туповата, зато с противниками расправляется бодро, пусть и за счет ловкости, а не силы. А вот бард получился что надо. На нём держится весь моральный дух команды, добрая часть юмора и, само собой, песни, одна из которых даже заела в голове.
Шутки прописали всем героям, но чародей и бард берут первое место. Вообще, наверняка существуют люди, играющие в «ДНД» на полном серьезе, наполняя свое приключение пафосом, но после того, что происходило у нас за столом, безумство, юмор и абсурд стали плотно ассоциироваться с «Dungeons & Dragons».
В глубине эгоистичной души хотелось бы, чтобы фильм по «ДНД» был отвязной комедией вроде «Дедпула», но тогда фильм не попал бы в широкую аудиторию и тем более в возрастной рейтинг 12+, поэтому эти неоправданные ожидания легко прощаются.
Тем более, длинная сцена на кладбище — концентрат всего веселья. Порядка 10 минут чистого юмора для 2 часового фильма — большой плюс.
А вот чего действительно не хватило, так это слома 4 стены. Конечно, не стоило делать очередной фильм про попаданцев из реального мира в фэнтези-вселенную, но в сцене после титров как будто прямо просилось нечто подобное «Лего-фильму», когда зрителя резко перенесли бы к настоящим игрокам. Подобные ходы только добавляют погружения, позволяя плотнее ассоциировать себя с героями.
«Подземелья и драконы: Честь среди воров» — редкий представитель фильмов, где каждое слово в названии можно увидеть на экране.
Очень колоритное подземелье, играющее на контрасте с солнечным городом-государством Невервинтер, напоминающим Королевскую гавань, — присутствует. Один из самых колоритных драконов всея фэнтези — тоже. Сцены в подземелье вообще очень грамотно сочетают величественный пафос древности и шутки, строящиеся на перекатах жирненького дракона.
Воры тоже на месте, как и их честь, обретенная ближе к концу.
Фильм 2023 года по «ДНД» справедливо можно считать чем-то вроде киновселенной «Marvel» для комиксов. Наконец для одного из старейших фэнтези сняли что-то на широкую публику, не сильно пожертвовав каноном и с уважением к оригиналу.
Само собой, можно критиковать фильм за детскость и сумбур, но, если верить, что это первый шаг в новой волне экранизаций «Dungeons & Dragons», то получилось весьма достойно.
К сожалению, эта лента не подойдет для вката в «ДНД» человеку со стороны. Повторимся, если бы не реальный опыт игры в настолку с крутым мастером, то «Честь среди воров» не вызвала бы положительных эмоций, оставшись фильмом на раз.
После пары-тройки игр, данное кино откидывает меня к приятным воспоминаниям, полученным во время многочасовых сессий.
В этой связи «Подземелья и драконы: Честь среди воров» — уникальная штука. Довольно средний фильм стал чем-то уютным, подарил идеи для следующих игр и послужил толчком для изучения лора «ДНД», которая так зацепила в реале.
За помощь в подготовке материала благодарим создателя клуба настолок «Меч и перо» Алексея Галкина. Лёшу, Витю и Никиту — за компанию.
12+
Александр Губкин