Поймите правильно. Монополисты не стреляют из кольта в висок и не дырявят лбы 9-м калибром. Нынче в Архангельской области как в Америке 70-х, всё как во времена съемок «Крёстного отца». Помните, как заставляли работать на нужных людей? Просто является внушительная дама с непробиваемым лицом и рыбьими глазами и говорит: «Значит так, есть предложение».
Естественно, предложение невыгодное, и вы, конечно, можете отказаться. Но после этого ВДРУГ начинаются геморрои — бизнес под угрозой, контрагенты в недоумении…
Вот, примерно, так всё и происходит с одним из главных и, пожалуй, самых одиозных монополистов России — ПАО РЖД. Цивилизованные правила ведения бизнеса не действуют, все правительственные программы развития летят к чертям, инфраструктура разваливается, логистика рушится, себестоимость перевалки грузов в Арктику растёт.
А всё потому, что у кого-то немереные аппетиты и абсолютное нежелание работать — сели на монополию и жрут.
Вот пример, сами судите, почему у нас в Архангельске всё рушится, все проекты валятся.
Есть такая частная небольшая компания «Проф Отряд». Предприниматели ещё в 2023-ем году заключили с ПАО РЖД так называемый «Единый договор» (далее — ЕД) об оказании транспортных услуг ОАО «РЖД». По сути, ЕД является публичным предложением ОАО «РЖД» — офертой, адресованной неограниченному кругу юридических лиц и физических лиц.
Единым договором определены особенности оказания услуги, связанной с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента.
Если просто: РЖД доставляло вагоны с грузом до нужной точки, а предприниматели своей техникой и своими силами груз разгружали и далее по логистической цепочке отправляли.
И всё работало, все были довольны: и РЖД, и предприниматели и грузоотправители, и грузополучатели.
С июня 2024 года ООО «Проф Отряд» направляло заявки на станцию «Архангельск» Северной железной дороги на оказание услуг, связанных с организацией работы по погрузке/выгрузке грузов на железнодорожных путях общего пользования собственными силами, которые до середины мая 2025 года согласовывались всеми службами РЖД без замечаний.
До указанного срока все поступившие вагоны разгружались на местах общего пользования силами клиента, с использованием собственной спецтехники (автомобильные краны, специальные автомобильные площадки) и собственным персоналом.
При этом ООО «Проф Отряд» использовал железнодорожные пути общего пользования, на которых ранее РЖД разгрузку вагонов или подачу вагонов под разгрузку не использовало совсем.
Таким образом, можно утверждать, что использование указанного железнодорожного пути общего пользования для приема и разгрузки вагонов фактически увеличивало общий поток груза в Архангельскую область.
И что важно: деятельность предпринимателей никак не ущемляло интересы РЖД и её многочисленных коммерческих структур.
Все грузы, поступающие в адрес ООО «Проф Отряд» на железнодорожном подвижном составе, переваливались исключительно в интересах морских терминалов порта Архангельск и в дальнейшем морским транспортом направлялись для освоения арктических месторождений по проектам Новатэка, Газпрома и других компаний.
Стоимость услуг по разгрузке вагонов была согласована с владельцами груза и экспедиторами на текущий год.
Иными словами, речь идёт о национальных проектах, одобренных президентом страны, правительством, руководством области. И всё работало, пока в некоторых коммерческих структурах, тесно связанных с ПАО РЖД, не решили заработать.
Тут надо пояснить, что, в соответствии с «Единым договором», клиент РЖД не обязан использовать услуги РЖД, которые не связаны с непосредственной перевозкой — транспортировкой груза.
Получение указанной услуги, как и любой другой в РФ, в соответствии с Законодательством РФ осуществляется исключительно по воле сторон договора, с чем, однако, не согласны представители РЖД.
И вот оно, так называемое предложение, от которого нельзя отказаться — offer, как называли это в «Коза ностре».
В конце (третий квартал) 2024 года директору ООО «Проф Отряд» начали поступать звонки от представителей РЖД в отношении «необходимости» заключения договора с некой структурой под названием МЧ на выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
В начале 2025 года в офис ООО «Проф Отряд» лично приехала представитель ОАО РЖД из города Ярославля.
Дама предложила производить разгрузку поступающих вагонов силами ОАО РЖД, и САМОЕ ГЛАВНОЕ: по тарифам, утвержденным ОАО РЖД для «Архангельской Дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (Архангельская МЧ).
Со слов дамы стало понятно, что дискуссии неуместны, торга не будет. Предложение — сеть неизбежность, которую надо принять, ибо дорога одна, а вас много.
Переговоры закончились обещанием подумать при наличии специализированных тарифов.
С марта 2024 года непосредственно в адрес ООО «Проф Отряд» (письма, направленные конкретному контрагенту, а не по списку) начали поступать коммерческие предложения, оформленные в виде писем от Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО РЖД с предложением оказания услуг по выгрузке железнодорожных вагонов силами Архангельской механизированной Дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ-5) по тарифам, значительно превышающим тарифы, по которым оказывает услуги ООО «Проф Отряд» своим заказчикам.
Если объяснить по-простому: кран, который при разгрузке задействовали в «Проф Отряде», обходился предпринимателям и грузоотправителям в 16 тысяч в смену, теперь будет РЖД-шным и будет стоить 50 тысяч (это ещё и со скидкой).
Понятно, что предложение неприемлемо — бизнесменам проще вообще свернуться. Также ясно, что и грузоотправителю это в ущерб.
И самое главное — вот оно объяснение, почему конечная стоимость товара возрастает в разы и до конечной точки перевалки груза, товар приходит золотым.
Вот почему, к примеру, килограмм яблок в Архангельске в среднем 150 рублей, а в Певеке 1200 рублей.
Но вернёмся к нашей истории.
После просчетов тарифа ООО «Проф Отряд» письменно ответил, что в услугах в текущем периоде не нуждается ввиду полной готовности самим осуществить указанную работу в соответствии с заключенным договором, а также на то, что стоимость предлагаемых услуг превышает стоимость услуг, уже согласованных с владельцем груза.
В мае 2025 года ООО «Проф Отряд», узнав об отгрузке в свой адрес по железной дороге очередной партии груза для дальнейшей отправки по проекту АСПГ-2 («Новатек», добыча СПГ), в мае этого года направил в адрес РЖД заявки на выгрузку грузов на местах общего пользования силами клиента.
В ответ по электронной почте заявки вернулись не согласованными со стороны заместителя Архангельской механизированной Дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (МЧ-5), хотя направлялись они не в их адрес.
Начальнику станции выдан запрет подавать вагоны в адрес ООО «Проф Отряд» на путь общего пользования для их выгрузки без услуг МЧ-5.
Первый вагон из указанных двух заявок прибыл на станцию Архангельск 23.05.2025 в 21.07, еще два вагона в 11.08 25.05.2025 и 1 вагон в 12.26 27.05.2025. 3 вагона находятся в пути следования.
По состоянию на 27 мая, вагоны в нарушение договора с грузоотправителем по разгрузку не поданы без объяснения причин.
Думается, что «причины» у РЖД всегда найдутся, но шила не утаить (РЖД избегают написание писем с прямым отказом).
В итоге вагоны с ценным грузом стоят, а где-то в Арктике их ждут. Может, срывается важный национальный проект.
А РЖД-шные структуры, прилипшие к монополисту как пиявки, ждут, когда предприниматели пойдут на их кабальные и заведомо неприемлемые условия.
P.S.
Подведём итоги: всё вышеописанное негативно сказывается на стоимости услуг для грузовладельцев, уменьшает пропускную способность как самой железной дороги и портов Архангельска.
Про отрицательный деловой имидж Архангельской области и говорить не стоит — регион выглядит как заповедник печально известных 90-х, где правит не законность и правила рынка, а беспредел сильного.
Под угрозой осуществляющих возведение стратегически важных объектов инфраструктуры в Арктической зоне России, что ограничивает грузопоток первого порта России, который уже второй год испытывает недостаток грузовой базы для имеющихся мощностей своих портовых терминалов.
Но боссов РЖД всё это не волнует: государство в государстве живёт по своим неписанным законам, пользуясь тем, что они монополисты.
Это и называется монополистический капитализм.