Режиссер: Джейк Шрейер.

В ролях: Флоренс Пью, Себастиан Стэн, Уайатт Рассел, Ольга Куриленко, Льюис Пуллман, Джеральдин Висванатан, Джулия Луи-Дрейфус и другие.

Премьера 22 апреля 2025 года.

Как бы парадоксально это ни звучало, но супергерои в этом году снова спасают мир — и снова выглядят при этом уставшими. Впрочем, не только они. Устал зритель. Устала франшиза. Устало даже само кино. Новый фильм Marvel — «Громовержцы» — должен был вдохнуть жизнь в хромающую киновселенную. Однако на выходе получился любопытный, но слишком разрозненный коктейль из былой славы, попыток сатиры и меланхоличного взгляда на героизм как таковой.

Если вы пропустили анонсы, «Громовержцы» — это неофициальные «Анти-Мстители»: сборная команда второстепенных (но харизматичных) персонажей, которые по велению правительства США берутся за грязную работу. Идея отличная, особенно на фоне последних лет, когда в кино все чаще поднимаются вопросы морали власти, прав на насилие и общественного договора. Однако реализовано это в фильме, скорее, как калейдоскоп эпизодов, нежели внятная история.

На экране уже знакомые лица: Елена Белова (Флоренс Пью), Красный Страж (Дэвид Харбор), Призрак (Ханна Джон-Камен), Джон Уокер, также известный как Агент США (Уайатт Рассел), Таскмастер (Ольга Куриленко) и Боб (Льюис Пуллман), но Боб не простой, а по итогу очень даже волшебный. Думаю, уже ни для кого не секрет что Боб — это один из самых мощных супергероев Marvel, а именно — Часовой.

Вроде бы набор ярких антигероев. Но по факту оказывается, что полноценно раскрывается лишь Елена Белова (Флоренс Пью просто забирает денёк, когда она на экране — всё внимание перетягивает на себя, и не могу сказать, что я против подобной доминации). Часовой крайне интересен своей предысторией, будет занятно поглядеть, как герой будет развиваться в дальнейшем. Остальным дают по парочке фраз впроброс, практически не раскрывая потенциал персонажей. Просто-напросто говорящие головы.

Режиссер Джейк Шрейер (вспомним его «Робот и Фрэнк») на удивление уверенно работает с ироническим тоном. «Громовержцы» порой напоминают ранние работы братьев Руссо, в которых за шутками скрывалась очень живая, человеческая тревога. В одной из сцен герои буквально спорят, кто из них хуже.

Такой подход кажется актуальным. Особенно в мире, где героизм часто выглядит как пиар-продукт. Но фильм, увы, не копает достаточно глубоко. Проблемы персонажей обозначены, но не проработаны. Некоторые сцены будто бы вырезаны из других фильмов, монтаж порой рваный, а кульминация ожидаема и лишена подлинного драматизма.

Любопытно, что Marvel подает «Громовержцев» именно как государственный инструмент. Не секрет, что фильмы киновселенной с начала 2010-х носили черты американской культурной гегемонии. Теперь же, на фоне изменившегося мира герои выглядят как пешки в руках бюрократии. Особенно это видно на примере Уокера, который всё ещё мечется между службой и личными убеждениями. Его конфликт, пожалуй, самый интересный в фильме, но на него тоже не хватает времени.

Ощущается ли злободневность? Безусловно. Но она не становится нервом фильма — скорее задником. Хочется большего: чтобы эти персонажи не просто дрались с очередным абстрактным злом, а действительно вели спор о ценностях, как это было, например, в «Гражданской войне».

Местами фильм работает. Особенно визуально. Экшн-сцены поставлены крепко, пусть и без откровений. Музыка, в отличие от привычных марвеловских саундтреков, более остросоциальна. За саундтрек отвечала группа Son Lux, а в финале звучит альтернативный ремикс Nirvana, который работает гораздо лучше, чем сто изнурительных CGI-взрывов.

Но, в целом, «Громовержцы» — кино для тех, кто ещё не устал от разговоров о том, как сложно быть героем. Или для тех, кто хочет простого напоминания: даже у спасителей мира бывают психологи, неудачные дни и странные союзники.

Marvel явно пробует перезагрузку формата. Но пока что выходит не «Новый Ветхий Завет», а сборник подзабытых притч в свежем переплете. Плотный каст, интересные заделы, но в итоге — пустота между строк.

Оценка «3 из 5» — вполне заслужена для такого кино. Больше — точно нет.

16+

Валентин Язвов