С 1 марта 2026 года российским таксистам нужно будет пересесть на «Лады», «Москвичи» и «Evolute». Альтернатива — машины, произведённые в рамках специального инвестконтракта. Иностранные авто дружно едут мимо. 

Чем это грозит? Банальщиной: дефицитом годных автомобилей. Бизнес в целом выступает против, указывая на замедление обновления автопарков и трудности для самозанятых водителей.

Согласно документу, первый день весны 2026 года сходу даст жару: с 1 марта автомобили для легковых перевозок разрешается приобретать только отечественные — их должны производить российские концерны, степень локализации элементов машины должна быть высокой, а для её оценки вводится система баллов. 

Изначально предполагалось, что эти правила вступят в силу с 1 октября 2025 года, но таксистам дали ещё немного времени на подготовку. А вот в регионах вроде Дальнего Востока, Сибири и Калининграда вступлению закона в силу дали отсрочку до 2028–2030 гг.

Ко II чтению в законопроекте появились дополнительные требования, связанные с возможностью использования в такси моделей автомобилей, на производство которых заключены специнвестконтракты (СПИКи). Это норма должна действовать до 1 января 2033 года. 

Эксперты ИАЭС утверждают, что если закон о допуске такси только на отечественных машинах (АвтоВАЗ, «Москвич», «Evolute») действительно вступит в силу с 1 марта 2026 года, то это вызовет системный сдвиг на автомобильном рынке России. 

Ниже — анализ последствий по сегментам

1. Первичный рынок (новые авто)

Произойдёт рост спроса на наши тачки — на АвтоВАЗ, Москвич и Evolute. Таксопарки и частные водители начнут массово закупать эти марки; вероятен рост цен на новые авто этих брендов — спрос > предложение. Производителям придётся срочно наращивать объёмы, особенно по электрокарам (Evolute), где мощности пока ограничены. 

2. Вторичный рынок

Возможно резкое удешевление иномарок, используемых в такси (Kia, Hyundai, Skoda, VW).

Массовый выброс бывших такси на вторичку — падение цен на них может составить 20–40% в течение 2026 года. Одновременно — дефицит и удорожание подержанных «Лад», «Москвичей». А также особенно моделей с хорошим остаточным ресурсом (Largus, Vesta, XRay).

3. Лизинговые компании и таксопарки

Лизинговые портфели придётся массово переоформлять — списывать/продавать иномарки и покупать «разрешённые» авто. Некоторые компании могут сказать рынку «чао», если не смогут перестроиться или понесут убытки.

4. Сервис и запчасти

Увеличится нагрузка на сервисы АвтоВАЗа и «Москвича». Возможен и очень вероятен дефицит оригинальных запчастей, особенно по новым моделям, что приведёт к росту цен на обслуживание. 

5. Эффект на пользователей (пассажиров)

Первично возможен рост цен на поездки — таксисты будут перекладывать издержки. И он случится более чем наверняка (условно, малейший дождик уже винтит цены на пару сотен по центру Архангельска, что уж говорить про издержки).

Но со временем рынок стабилизируется: госдотации, субсидии, программы trade-in (это система покупки товара, при которой покупатель отдаёт продавцу аналогичный старый товар и его стоимость вычитается из цены нового; особенно распространена такая система на автомобильном рынке) помогут паркам обновиться. 

Но это, как и всегда, не точно. 

6. Электрокары (Evolute)

Вероятен форсированный рост продаж электромобилей — ради соответствия и экономии в будущем (меньше топлива). Это подтолкнёт к созданию инфраструктуры зарядки, особенно в регионах. Представляете зарядки для таких электромобилей где-нибудь под Каргополем в Архангельской области? Вот и мы нет… пока. 

7. Побочные эффекты

Само собой, никуда не деться и от возможных теневых схем. Оформления автомобилей на «другое лицо», чтобы обойти ограничения, будут появляться, как грибы после дождя, тут не надо быть семи пядей во лбу. Кроме того, чёрный рынок техосмотров и лояльных к «иномаркам» региональных админов может усилиться.

Вывод

Принятый ГД закон будет катализатором локализации и государственного контроля в сфере такси, но также создаст временную нестабильность. В этом случае выиграют производители ВАЗ/Москвич/Evolute, но проиграют владельцы и таксисты с иномарками; в долгосрочной перспективе — укрупнение и «национализация» сегмента такси.

«Если мы этот законопроект не примем, встанет «АвтоВАЗ»», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

При этом разработчики законопроекта приняли во внимание недавнюю инициативу Российского союза промышленников и предпринимателей, предусматривающую возможность допуска в таксопарки автомобилей, произведенных в рамках специальных инвестиционных контрактов, что существенно расширило ассортимент допустимых моделей: теперь к ним относятся автомобили брендов «Haval», «BAIC», «SWM», «Foton», «Dongfeng» и «Jetour» — «китайцы». Кроме того, в категорию «Комфорт+» может быть включен кроссовер-гибрид «Voyah Free» стоимостью порядка пяти миллионов рублей.

А каково «китайцам» живётся на наших дорогах, вы и так прекрасно знаете. Щедро посыпаемая на улицы русских городов соль за половину сезона насквозь прожирает китайские днища. Автомобили из Китая, которые ввозятся в Россию, не проходят антикоррозийную обработку, и в итоге реагенты могут превратить могучую на вид машину всего за сезон-другой в ржавую утварь. Поломка китайской автотехники тоже не радует отечественных мастеров из автосервисов: многие детали на замену стоят едва ли не столько же, сколько сама тачка, чем-либо заменить их не получается практически со стопроцентной вероятностью, и как это чинить — пока непонятно. Пока что.

Цены же на китайские автомобили дружно летят вверх, едва авто пересекло границы России и Поднебесной. 

Тем временем председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов заявил, что цены на такси в Москве могут подорожать на 200 процентов, в регионах — на сто. Ну куда ещё-то!..

«Закон также ударит по тем таксистам, которые не работают в отрасли на постоянной основе, а подрабатывают», — рассказал депутат Госдумы Сергей Лисовский, также добавив, что только в центральной части нашей Родины 20–40% водителей ездят на российских машинах, на Урале и в Сибири их около 30%, в восточной части страны не больше 5%.

В Архангельской области в целом на наших русских машинах ездят мало. Приглядитесь — все парковки забиты иномарками самого разного калибра, от Германии и Японии до того же вышеупомянутого Китая. Таксисты гоняют на аналогичных тачках.

Русские «вёдра» есть только у искушённых гурманов, ну или у едва оперившихся совершеннолетием глупцов, и обязательно с мощным басом из колонок, чтобы все знали, какой музыкальный гурман ездит по улицам. Впрочем, мы отвлеклись. 

В начале апреля глава АвтоВАЗа Максим Соколов на форуме «Просто капитал» сообщил, что средний уровень локализации производства автомобилей Lada достиг 90%. А вот аналитик НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» — ведущая научная организация Российской Федерации в области развития автомобилестроения) Александр Горчаков заявил, что «Ладушка» оказалась локализована лишь на 45,7%. Истина, как обычно, где-то посередине. 

Подводя итоги…

Согласно документу, автомобили для легковых перевозок разрешается приобретать только отечественные — их должны производить российские концерны, степень локализации элементов машины должна быть высокой, а для её оценки вводится система баллов. Степень локализации элементов машины — это показатель, который отражает долю комплектующих и узлов российского производства, а также технологических операций в автомобиле.

Что же до Архангельской области, Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и других городов, посёлков и деревень нашего Поморья, то тут остаётся только хвататься за головы. Наши службы такси и таксисты — это ужас на четырёх колёсах; говорить можно много и долго, но хватит буквально тройки примеров.

В одно дивное зимнее утро, не в час-пик и не в лютый мороз путь в 500 метров от дома и больницы стоил в «Яндексе» 450 рублей. По прилёте в Международный аэропорт «Архангельск» имени Ф. А. Абрамова таксисты всех мастей и фирм ломят цены до столицы Поморья по косарю и больше. После салюта на 9 Мая в этом году, когда приток народа в центре города, по неподтверждённым данным, составил около 35 тысяч человек, бомбилы и фирмачи заламывали цены по центру города воинской славы от 600 рублей и выше. 

Что уж будет после 1 марта 2026 года — страшно представить. Крепимся.