«Питер, верни те дни, когда мажоры сидели в тени, а не светили ряхами в Тиффани»

Автор этих слов Виктор Раковский, он же Витёк — человек, с чьим именем ассоциируется рождение в Архангельске рэп-индустрии. Виктор уже много лет не проживает в столице Поморья, а последние годы наслаждается вместе с семьей красотами чешской Праги. 

Витёк стал одним из организаторов знакового для Архангельска хип-хоп фестиваля «PRAPAGANDA», хэдлайнерами которого в разное время были: Master Spensor, Big Black Boots, Смоки Мо, Gunmakers, Вне Толпы, Севсквад и так далее. Помимо рэпа, Виктор активно занимался развитием брейк-данса и граффити, которым он также уделял много внимания.

Читал, танцевал, рисовал, организовывал фестивали, рассказывал о культуре другим людям — прочитав этот материал вы поймете, кого в столице Поморья считают батей и крёстным отцом рэпа на архангельской земле.

Своё знакомство с рэп-индустрией Витёк начал в начале девяностых годов после встречи с брейкерами из команды «Сбитые с толку», которые раньше носили название «Ролик». На тот момент ему было 15 лет, в то время, как всем танцорам было по 22-24 года. До этого, как говорит сам Витёк, он слушал рок и был фанатом группы «Кино».

Интересно, что в архивах можно отыскать старые фото, датированные 24 июня 1990 года, где они выступали на Набережной. Сейчас там находится арт-объект «Окно в Арктику».

Сегодня, спустя годы, сложно переоценить вклад Виктора в развитие хип-хоп культуры на Севере. Нам удалось связаться с Витьком и взять у него интервью. Получился приятный разговор о прошлом и настоящем.

Денис Войтко: В своих интервью ты рассказывал, что в школе на тебя повлияли две вещи: отъезд ребят в США, которые, когда вернулись, не только привезли в Архангельск рэперскую одежду, кассеты, да и в целом, стали много рассказывать о той культуре, плюс «MTV», которое каким-то образом вещалось здесь по центральному ТВ. Причем на английском. Надо понимать, что и у других парней похожие истории. Но тогда это было одним целом. Как ты считаешь, сегодня эта культура далека от той, что была раньше?

Виктор Раковский:  Раньше таких ребят как мы могли называть неформалами. Хотя, конечно, это было далеко от реальности. Так обычно говорили о тех, кто чем-то отличался. При этом у меня были отличные отношения со всеми. И в целом нам со временем удалось создать большое комьюнити, поэтому даже на концерты, которые мы организовывали, могли прийти рокеры или представители других субкультур. 

В то время очень много людей были знакомы друг с другом — те, кто был связан с хип-хоп культурой: музыканты, граффитчики, брейкеры. Сейчас ситуация другая. У меня есть знакомые, которые рисуют, и они могут к хип-хопу относиться очень прохладно. Так и некоторые рэперы относятся к граффитчикам своеобразно, не разделяя их интересов. 

Поэтому, да, все эти элементы сейчас сильно разошлись. Те же би-бои, некоторые вообще могут не слушать хип-хоп. Раньше это было невозможно. 

Мне кажется, что в те годы это всё прошло через какие-то сложности и проблемы, что и поспособствовало такому единению внутри культуры. Это было серьёзной заявкой на индивидуальность, за которую иногда приходилось держать ответ.

Денис Войтко: Помнишь ли ты ребят, с которыми начинал? Как и где вы стали записывать музыку? Откуда черпали вдохновение?

Виктор Раковский:  Начинал я вместе с Виктором Гниденко, он же «Мясо». Этот человек сделал массу все для хип-хопа в Архангельске. Мой коллега. С ним, например, мы делали фестиваль «PRAPAGANDA». Всё крутилось вокруг него. Он был всегда на коннекте с питерскими и московским артистами. Был такой Юрий из Новодвинска. Это человек являлся обладателем совершенно невероятной коллекции музыки и до сих умудряется находить крутые вещи, которыми делится в соцсетях.

В этом, к слову, большую роль сыграл баскетбол. Мы собирались за Дворцом пионеров, играли на площадке целыми днями, годами. Сами сделали площадку собственными руками. Народу собиралось очень много. 

Когда нам было по 17-18 лет мы уже стали пытаться что-то записывать. Да, это были пробы, но за них совершенно не стыдно. Позже я стал делать рекламу для разных компаний, которые хотели продвигать свой бренд в молодёжь. Серьезные вещи начали появляться уже после двадцати лет.

Первый профессиональный материал был записан на студии «Европы плюс» в архангельской высотке. Позже, со временем, мне пришлось самому освоить компьютер, это был важный шаг. В конечном счёте я понял, что заниматься сведением — не совсем моё. Сделать дэмку? Ок. Потом отдавал их уже специальным людям. 

Если говорить о музыке, то я её в своё время впитал очень много материала. Поэтому база, которую я в себя загрузил, она колоссальная. Даже сейчас могу с лёгкостью сказать откуда тот или иной семпл. 

Мы слушали то, что сейчас является классикой, а тогда никто этих вещей не знал. Люди у виска крутили.

Денис Войтко: Ты считаешь, что был узнаваем, когда жил в Архангельске. Я про период концертов, фестивалей и другой твоей активной деятельности.

Виктор Раковский: Архангельск — это достаточно компактный город, где многие люди знают друг друга. Но, да, меня узнавали. И не только те, кто был погружён в хип-хоп культуру.

Денис Войтко: Как ты относишься к такому мнению, что Архангельск — это дыра, из которой сложно выбраться? Тебя могут знать здесь, но за пределами области узнаваемость почти никакая.

Виктор Раковский: Я не согласен с этим утверждением. Вся разница в том, что сейчас абсолютно другое время и стрельнуть можно из любой точки земного шара. Материал надо делать качественный. То, как мы думали тогда, совершенно не актуально сейчас: если есть желание стать известным — не обязательно делать ставку на полноценный альбом, а достаточно писать по синглу в неделю и вбрасывать их в Сеть. 

Другой вопрос, что в той же Москве больше возможностей общаться напрямую с известными музыкантами или продюсерами.

Денис Войтко: В одном из интервью ты рассказал об очень интересном знакомстве со Фьюзом (Артём Бровков — признан иностранным агентом на территории РФ). Можешь поделиться этой историей с нашими читателями?

Виктор Раковский:Это был какой-то фестиваль, где он выступал в составе группы Krec в Архангельске, а я был ведущим. В какой-то момент я к нему подошёл, поздоровался. И тут он начал мне достаточно надменно отвечать. Меня это конечно озадачило. Мы всё-таки одним делом занимались. Обычно люди шли на контакт.

Я ему сказал, что лечу в Питер. Он ответил: «Ну, увидимся в Питере». Я подумал: «Ладно». Прошло какое-то время и мы уже там встретились, пообщались. Я у него спрашиваю: «Ну, что, ты меня  вспомнил». Он ответил, что, да и стал мои материалы перечислять. Тогда я ему говорю: «Не, я из Архангельска, я к тебе тогда подходил, ты сказал, что в Питере увидимся, ну че, увиделись?» С тех пор мы хорошо дружим. Сейчас он в Нью-Йорке живёт.

Денис Войтко: Расскажи о том, что из себя в те годы представляла питерская рэп-тусовка?

Виктор Раковский:Вообще, я ещё в Архангельск из Питера привозил много артистов и могу с уверенностью сказать, что рэп тогда не был индустрией от слова совсем. Гонорары не были высокими, люди ездили за идею. Позже, когда гонорары выросли, люди стали обращать внимание на просмотры, всё стало немного по-другому. 

Изначально я приехал и жил первые две недели дома у Крипла (или Крип-а-Крип, он же Глеб Волков — прим. ред.). В соседней комнате тогда жил Кажэ Обойма (Евгений Карымов — прим. ред.), а через дом — Струч (Артём Водомиров — прим. ред.). Он меня, к слову, и подбил переехать в Питер. Сказал, что Архангельск я перерос. Ещё был вариант с переездом в Москву, но питерская школа мне была ближе по стилю. 

Не знаю, как бы всё сложилось, но тогда принял такое решение. Не жалею. А так, со всеми парнями общаюсь до сих пор.

Денис Войтко: Давай перейдём к твоему альбому «Дорога домой». С ним была связана неприятная история. Поделишься?

Виктор Раковский: В 2011 году мы продали альбом Смоки Мо (Александр Цихов — прим. ред.«Время тигра» на лейбл «MadStyle Music», но когда Смоки заключил контракт с «Газгольдером», у него начались какие-то тёрки из-за материала, у «Газа» были претензии ко мне, потому что на моём альбоме был Смоки Мо.

Но фишка в том, что все треки с «Дороги домой» были записаны на моей студии до того, как Смоки перешёл на «Газ». 

В итоге «Союз» напечатал тираж моих дисков, который больше года пылился без дела. Их нельзя было продавать.

Денис Войтко: Но альбом был выложен бесплатно на Rap.ru.

Виктор Раковский: Да, многие его уже на тот момент послушали. Это сыграло на дальнейших продажах. Сильной поддержки от лейбла я так не получил, хотя считаю альбом лучшим из своих. 

Денис Войтко: Почему ты решил переехать в Чехию?

Виктор Раковский:Я связался с Денисом Березиным — одним из участников группы П-13. Сперва мы с женой съездили просто осмотреться, взглянуть, что к чему. Нам тут очень понравилось. В итоге всё сложилось.

Честно скажу, в Питере мне всё нравится до сих пор, но я устал от каких-то сложностей и тревог. С каждым годом объем заработка не то, чтобы уменьшался, он как-то усложнялся. Объем работ стал несопоставим со всем остальным. Проще говоря, мне хотелось чего-то более спокойного и понятного. И это оказалась Прага. 

Денис Войтко: Следишь ли ты за тем, что сейчас происходит в Архангельске? Много ли с кем общаешься?

Виктор Раковский:Большая часть моих друзей уже переехала из Архангельска. Либо в Питер, либо Москву. Кого-то нет в живых. Конечно, знакомые остались. Например, Шипа (Артём Хазанов — прим. ред.). Можно сказать, что я его вырастил, как элемент хип-хопа. 

Кстати, у вас несколько лет назад вышел фильм про историю граффити. У меня брали интервью. Я дал большой объем информации, хотя меня там упомянули вскользь, а это невозможно. Все ребята, все крутые райтеры, присылали мне фотки с моими старыми кусками ещё из девяностых годов. И после этого как сказать, что граффити в Архангельске началось не с нас?

Если говорить о том, что у вас происходит, то мы недавно сделали проект с Акустиком (Cевzквад) — «Хор да рэп-фольклор». Это такое экспериментальное звучание. Мы помогли написать тексты, сэмплировали инструменталы. А читали дети из няндомской городской школы искусств. Всё это переплеталось с аутентичными народными напевами артистов Шалакушского хора. Получилось очень круто. Если не слышали, всем советую ознакомиться. 

Денис Войтко: Назови, пожалуйста, артистов, которые, как ты считаешь, внесли наибольший вклад в развитием рэп-культуры в стране?

Виктор Раковский: Я бы начал с группы Bad Balance и Влада Валова. Им я благодарен за то, что рэп попал в телевизоры. Ещё бы я отметил группу D.M.J. Это что-то невероятное. Начало девяностых годов. Смысловая нагрузка — не докопаться. 

Если говорить про начало двухтысячных — это на сто процентов «Каста». Чтобы о них не говорили, эти люди внесли гигантский вклад в развитие рэпа в России. Они сумели сделать так, чтобы рэп стал попадать в кино, он стал играть на улицах. 

Ещё бы я отметил группу Ю. Г. Очень жаль, что из жизни ушёл один из участников объединения Винт (Виктор Кисткин — прим. ред.). Ю.Г. была очень крутая группа с интереснейшими текстами, наполненными богатым смыслом. Нельзя не сказать о группе «Центр», которая вынесла хип-хоп на стадионы. Феномен того же Гуфа в том, что он простыми словами может рассказать о вещах, которые знакомы многим. 

Денис Войтко: Спасибо за интервью.

Виктор Раковский: Спасибо.

Фото из личного архива Виктора Раковского